Еще три месяца тому назад американец Пол Тидуэл зафиксировал грань банкротства. Его долг превышал миллион долларов, а перспективы на успех таяли. Сегодня он не ощущает недостатка в деньгах, найдя на океанском дне затонувшую полвека назад японскую подводную лодку с двумя тоннами золота на борту. Лодка еще не подмята, но все понимают, что это дело техники и времени.
Тидуэл становится обладателем суммы в 25 миллионов долларов.
В отличие от недавних времен деньги взаймы ему нынче
предлагают наперебой.
Обнаружение 2 тонн золота в открытом океане на глубине 5 тысяч метров — классический пример частного предпринимательства. Ветеран вьетнамской войны, награжденный медалью «Пурпурное сердце» (она вручалась за ранение в бою), Пол Тидуэл заиитересовался историей японской подводной лодки «I-52»
в 1990 году. Тогда впервые были рассекречены американские архивы, связанные с этим захватывающим эпизодом второй мировой войны. Чтобы быть ближе к архивам, Тидуэл с женой и двумя детьми переехал в столицу.
Но лишь конец «холодной войны» дал ему реальные возможности не только для архивных, но и для подводных поисков. До того вся техника подводного обнаружения была жестко засекречена. Последние годы, трудные для оборонщиков, заставили их предложить свои услуги коммерческим организациям. Тидуэл нанял российское исследовательское судно
"Южморгеология" с его сонарной техникой и глубинной фотоаппаратурой. Для организации экспедиции он собрал миллион долларов.
Однако две недели поисков оказались безуспешными. Деньги были на исходе. У судна кончился запас топлива. Предварительные расчеты, проведенные по заказу Тидуэла компьютерщиками американской фирмы «Меридиан», внушали все больше сомнений. Казалось, они ищут не там. Может быть, немецкие и японские источники толковали этот неясный эпизод точнее.
Впрочем, на точность не мог претендовать никто. Даже ныне здравствующий летчик Джесси Тейлор, который своей последней торпедой отправил подлодку на дно 23 июня 1944 года.
«I-52» была гордостью императорского подводного флота. Она, субмарина длиною более 100 метров, покинула японский берег в марте 1944 года с миссией высшей секретности. На ее борту было 2 тонны золота. По пути она зашла в Сингапур, оккупированный тогда японцами, и взяла на борт 228 тонн олова, молибдена и вольфрама, 54 тонны сырого каучука и 3 тонны хины.
Путь «I-52» лежал в Европу -через Индийский океан, минуя юг Африки, и далее Атлантикой до ближайшего французского порта. Сырьевые материалы, в которых отчаянно нуждалась Германия, были частью бартера. В обмен нацисты обещали своим дальневосточным союзникам знакомство с новыми технологиями. Поэтому, кроме 109 членов экипажа, лодка имела на борту 14 технических экспертов из концерна «Мицубиси».
Лодка всплывала только глубокой ночью — глотнуть воздуха, а главное, подзарядить батареи. Днем шли под водой. Рацией почти не пользовались. В назначенном месте Атлантики встретились с германской подлодкой. Молниеносный обмен шифрованными посланиями не мог привлечь внимания неприятелей. Немцы доставили союзникам горючее, питание. Перешли на японский борт и два немецких эксперта, чтобы, не теряя времени, ввести японских коллег в суть проблем.
Шансы на успех казались солидными. Если бы не одно "но".
Если бы американцы еще до того не добились одного из самых потрясающих успехов: они расшифровали и немецкие, и японские сверхсекретные коды.
Для перехвата «I-52» с палубы американского авианосца «Бог» поднялся бомбардировщик «Эвенджер». Около полуночи, вскоре после встречи двух подлодок, пилот Джерри Тейлор зафиксировал «японку» на своем радаре. Сбросив вначале осветительные бомбы, он увидел спешно погружающуюся субмарину. Две полутонные бомбы не достигли цели.
Но это был не конец атаки. Тейлор сбросил в радиусе мили от места погружения акустические буи. По шуму мотора точно определил местонахождение «I-52» и выпустил свою единственную торпеду. После долгой паузы послышался гулкий взрыв. Как на американском авианосце, так и на немецкой подлодке, отошедшей на несколько миль, увидели пламя.
Место гибели «I-52» оставалось неизвестным до момента рассекречивания архивов. Но и то, что содержали архивы, было лишь но-чалом поисков. Лодку нашли довольно далеко от тех координат, которые дали полвека назад американские моряки. Впрочем, до конца 80-х годов с помощью того оборудования, что находилось в распоряжении гражданских лиц, обнаружить судно на подобной глубине все равно было невозможно.
Российский персонал и российская техника, которая имеется на борту «Южморгеологии», имеют немного равных себе в мире. Разве что русские же. В мае
«Южморгеология» встретилась в районе поисков с аналогичным исследовательским судном «Академик Келдыш». Его наняла британская фирма для той же цели - поисков «I-52».
Встреча конкурентов в открытом океане натолкнула Тидуэла на идею
объединить силы. Но англичане отказались. Они верили в свои расчеты, но покинули этот район раньше "Южморгеологии" не найдя ничего.
Подлодку нашли в десятках миль от того места, которое указал в своих отчетах командир авианосца «Бог». И всего лишь в полумиле от той точки, которую определили компьютеры фирмы «Меридиан».
Особая трудность состояла в том, что довоенных фотографий «I-52» не сохранилось. В отличие от «Титаника», также обнаруженного сравнительно недавно на 4-километровой глубине, поисковикам трудно было определить, тот ли объект они нашли. Только замечательное качество российских разработок позволило получить неопровержимое подтверждение.
Золото японской подлодки со- стоит из 146 слитков, упакованных в металлические коробки. Тидуэл планирует поднять ее на поверх- кость, наполнив весь объем специальной пеной, которая вытеснит воду. Лежащая на каменистом подводном плато, лодка хорошо сохранилась. Причиной ее гибели стала пробоина по правому борту. Тидуэл надеется работать да- лее в контакте с японскими
властями. При поднятии судна будут присутствовать ученые, которых Тидуэл приглашает из разных американских университетов. Он на- деется, что сотрудничество с российскими подводниками будет долгим. На примете у неутомимого американца, как он уверяет, есть затонувшие суда с 5, 7 и 15 тоннами золота на борту.
Источник: «ИЗВЕСТИЯ» от
20.07.1995