Количество информации об этом корабле огромно. Однако до сих пор остается немало вопросов об исчезновении людей с этой бригантины.
«Мэри Селест» присутствует практически в любом списке жертв печально знаменитого Бермудского треугольника. Она же «Дева Мария», она же «Святая Мери», она же «Мария Целеста». По одним сведениям - это английский бриг, по другим — канадская
бригантина, по третьим — американская шхуна. Также различались данные о фамилиях экипажа, дате и координатах происшествия, грузе, живых существах найденных на борту.
Наиболее достоверными данными, на мой взгляд, являются исследования человека, посвятившего всю жизнь морским загадкам и тайнам, Льва Скрягина. В этом рассказе я буду оперировать в основном его данными, добытыми из архивов Ллойда, полицейских протоколов и многих других документов.
Это произошло 4 декабря 1872 года . Английский бриг «Деи Грация» находился менее чем в 400 милях от Гибралтара — 38 градусов 20 минут северной широты и 17 градусов 37 минут западной долготы. На горизонте появилась бригантина — двухмачтовое судно с прямыми парусами на передней мачте и с косыми на задней. Капитану Дэвиду Морхаузу оснастка корабля показалась странной. Паруса были поставлены так, что судно выделывало зигзаги и пируэты. Как только суда сблизились и стало можно было прочесть название, сразу было приказано спустить шлюпку. Капитан «Мэри Селест» Бенджамин Бриггс и капитан Морхауз были давними приятелями.
Удивлению не было предела. Корабль был пуст. Все стояло на своих местах: тарелки, швейная машинка с незаконченной работой, на полу детские игрушки (капитан взял с собой жену и ребенка), судовой журнал,
сундуки с личными вещами матросов, кровати заправлены, груз был нетронут. Последняя запись в журнале относилась к 24 ноября 1872 года. В ней говорилось, что в полдень этого дня судно находилось в точке с координатами 36 градусов 57 минут северной широты и 27 градусов 20 минут западной долготы.
Часть команды «Деи Грация» перешла на бригантину. 8 декабря «Мэри Селест» прибыла в Гибралтар. Сразу же от Морхауза поступило официальное заявление о находке. Вскоре началось обычное в такой ситуации расследование.
«Мэри Селест» была построена в 1862 году на верфях острова Спенсер Новой Шотландии. Водоизмещение — 282 т, длина — 30 м, ширина — 7,6 м, осадка — 3,5 м. Позже судно было продано в Америку, где оно уже завоевало репутацию отличного ходока.
Не будем вдаваться в расследования, проведенного Скотланд-Ярдом, а просто приведем 12 вопросов, которые напрашивались сами собой.
1. Почему трюмы бригантины оказались открыты?
2. Почему люковые крышки первого трюма валялись на палубе перевернутые?
3. Почему все окна кормовой надстройки были забиты досками и брезентом?
4. Почему были открыты оба верхних световых люка кормовой надстройки?
5. Почему набор плотницких инструментов оказался в каюте старшего штурмана Ричардсона?
6. Почему были спущены паруса грот-мачты бригантины?
7. Почему на борту не оказалось никаких документов, кроме основного — вахтенного журнала?
8. Почему была вскрыта одна бочка со спиртом?
9. Почему последняя запись на грифельной доске была сделана не капитаном или штурманом, а кем-то другим?
10. Почему Ричардсон написал: «Франциска! Моя любимая и дорогая жена!»?
11. Почему старинная сабля оказалась под кроватью капитана Бриггса?
12. Почему на поручнях правого борта оказались зарубки?
Думаю, эти вопросы говорят о находках на судне. Но при осмотре подводной части бригантины были обнаружены две полосы в носовой части в полуметре от воды. Причем эти полосы находились симметрично и скорей всего были сделаны не случайно.
Еще на сабле были обнаружены багровые пятна. Тут снова встречаются разногласия. В одном из источников говорится, что анализ делать тогда не умели, а Скрягин утверждает, что анализ был сделан и он показал, что эти пятна давние и вовсе не кровавые.
Еще немного о разногласиях. Говорится, что на бригантине отсутствовали обе шлюпки. Но документально подтверждено, что одна шлюпка была оставлена в порту для ремонта. Таким образом, оставалась только одна шлюпка, которая, впрочем, была, действительно, спущена. Но вот спущена она была с подветренного борта, что ни один здравомыслящий моряк делать не будет. Шлюпки всегда спускались с наветренного борта, чтобы ветер не разбил ее о судно.
12 марта 1873 года расследование было прекращено. Тайна осталась тайной...
Кстати сказать, многие ложные сведения были взяты из очерка под названием «Сообщение Шебекука Джефсона». Не смотря на то, что многое из него не соответствовало действительности, все поверили, что тайна «Мэри Селест» раскрыта. Но автор сего произведения небезызвестный многим Артур Конан Дойл подтвердил, что все это его выдумка и он ни в коей мере не хотел выдавать свой очерк за правду.
С этого места можно как раз начать описывать гипотезы. К какой из них присоединиться решать читателю.
Есть версия, что все это было подстроено Бриггсом и Морхаузом еще до выхода в море. Другие думают, что афера была раскрыта, и Морхауз приказал убить всех, кто находился на борту бригантины.
Следующая версия принадлежит американцу Коббу. Он считал, что причина трагедии в грузе. «Мэри Селест» перевозила 1700 бочек со спиртом. Они оказались негерметичны и произошел взрыв. Но где следы взрыва? Он не мог пройти бесследно. А перевернутые люковые крышки никак не могут подтвердить сию версию.
Есть еще версии о пришельцах из космоса, чуме, отравлении, бунте и пр.
Любопытна версия о голосе моря. Она связана с инфразвуком, который образуется при зарождении шторма. Частота в 7 герц уже смертельна, другие частоты инфразвука могут довести до сумасшествия. Вот только ни одна из этих версий не дает ответа на все вопросы.
У многих после всего этого может возникнуть еще один вопрос. Он возник и у меня. И ни одна книга еще даже не пыталась дать на него ответ. Какое отношение имеет это происшествие к Бермудскому треугольнику, если оно произошло в тысячах километров на другом конце Атлантики?
ИВАН КУЛИКОВ