В статье идет речь о
знаменитых находках дайверов, затонувших
кораблях, до сих пор не поднятых на
поверхность... Исторические факты
дополняются советами для подводных
искателей, с целью обеспечить максимальную
безопасность поисков.
"Британик" ("Britannic") был последним и самым большим из серии крупных лайнеров, заказанных компанией "White Star Line". Его длина составляла 275 метров, водоизмещение – 48928 тонн; трехвальная силовая установка, максимальная скорость – 16 узлов.
"Британик" прожил недолго: всего два года. Корабль сделал 6 рейсов, все в качестве военного госпиталя. Его последний рейс состоялся в ноябре 1916 года. В районе между Грецией и островом Кеа "Британик" подорвался на плавучей мине, поставленной подлодкой "U"-73. Корабль наткнулся на мину отсеком с углем, в результате чего взорвалась угольная пыль, проломившая в левом борту огромную пробоину. "Британик" затонул в течение часа.
В отличие от случая с "Титаником", на котором паника и пренебрежение спасательными средствами погубила массу народу, на "Британике" спасение людей прошло быстро и строго по инструкциям.
Четкая и грамотная реакция капитана Чарльза Барлета по кличке "Чарли Айсберг" и согласованные действия команды, плюс находившиеся, к счастью недалеко, три корабля ВМФ Великобритании "HMS Heroic","Foxhound" и "Scourge") и греческое рыболовецкое судно, спасли 1036 из находившихся на борту лайнера 1066 человек.
К "Британику" было организовано несколько экспедиций. Первым на нем оказался Кусто в 1976 году. Это была первая экспедиция дайверов, использовавших автономное снаряжение и тримиксные смеси на таких глубинах, но экспедиция не принесла ни хороших подводных съемок, ни четкого описания объекта.
Значительно более продуктивно поработало на "рэке" в 1995 году исследовательское судно "Carolyn Chouest". Были отсняты на видео останки лайнера, и после этого появилась четкое представление о его положении на дне. "Британик" лежит на правом борту с максимальной глубиной 90 метров.
Британский торговый пароход
"Данрейвен" был построен в 1873 году в Ньюкастле. В 1876 году следуя из Бомбея в родной порт с грузом хлопка и шерсти на борту, налетел на край рифа Шааб
Махмуд (Sha’ab Mahmoud) в Красном море и загорелся. Пожар бушевал около 13 часов и уничтожил почти весь груз. А полученные в результате столкновения три огромные пробоины привели к тому, что
пароход перевернулся и пошел ко дну.
"Данрейвен" обнаружили в 1977 году, когда производились иследования для нефтяной компании. Группа немецких аквалангистов из местного дайв-центра под руководством
Ховарда Розенштейна исследовала корабль. Они выяснили, что судно имело 82м в длину и 9,7м в ширину. На поверхность было поднято не мало предметов, но название корабля удалось узнать только два года спустя, прочитав его на фарфоровой тарелке.
"Данрейвен" - это классическое место для дайверов. Очертания корабля, перевернутого и расколотого надвое, видны уже с поверхности воды. Корма находится на глубине около 28 метров. Огромные гребные винты и руль, покрытые кораллами, сразу бросаются в глаза. Через отверстие в правом борту можно проникнуть внутрь. Здесь без фонаря делать нечего - внутри темно. Стая стеклянных рыбок, облюбовавших себе место у парового котла, образуют зеркальную стену, отражающую луч вашего фонаря. Также вы можете встретить огромных групперов, крылаток, рыб-крокодилов, рыбу-льва и скорпену.
Нос корабля сохранился хуже. Он лежит на глубине всего 18 метров. Здесь можно увидеть якорную цепь, сам же якорь отброшен далеко от корабля. Рядом с судном лежат две металлические мачты, густо обросшие кораллами. На одной из мачт сохранилась марсовая площадка.
Греческий теплоход
"Джаннис Д" ("Ghiannis D"), затонувший в 1983 году, стал ещё одной жертвой злополучного рифа Абу-Нухас, который не зря называют кладбищем кораблей.
Судно столкнулось с рифом и еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии. Но налетевший шторм довершил дело: корпус раскололся пополам и корабль погрузился на дно.
Джаннис Д" построен в 1969 году. Его длина – 100 м. Водоизмещение – 2.900 т. Глубина 10-27 м.
Видимость хорошая, течение от умеренного до сильного.
Корабль сильно наклонен. Корпус корабля практически не разрушен. Верхней точкой судна является пароходная труба, напротив нее находится капитанский мостик, грот-мачта и вход в машинное отделение. 20-метровая носовая часть опрокинута на левый бок, с видом на отверстие клюза, выпускающего якорную цепь. Гребной винт наполовину ушел в грунт. Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Следует соблюдать крайнюю осторожность при погружении среди металлических конструкций.
"Карнатик" ("Carnatic") - построенное в 1862 году английское парусно-паровое торгово-пассажирское судно водоизмещением 1776 тонн и длиной 90 м, потерпело крушение 13 сентября 1862 года в районе Суэцкого канала.
После столкновения с рифом Абу-Нухас "Карнатик" сначала прочно сидел на камнях, а затем раскололся на две части. На борту корабля было более 230 пассажиров и членов экипажа. 27 человек были снесены обломками рухнувших мачт в море. Оставшиеся в живых сумели перетащить лодки через риф и поджечь тюки хлопка. Пламя привлекло внимание проходящего мимо корабля "Суматра", который принял потерпевших крушение на борт.
"Карнатик" долгое время оставался неподвижным на коралловом склоне. Вскоре страховой компанией Ллойда была организована спасательная экспедиция под руководством капитана Генри Д. Гранта. В состав группы входили два водолаза. Именно на "Карнатике" была проведена одна из первых успешных спасательных операций с использованием новой технологии откачивания воздуха и погружения в шлеме.
Погружение на затонувшее судно, где хранился груз золота, было трудным и опасным. Однако в октябре 1869 года один из водолазов, Стивен Сэффери, сумел добраться до почтовой каюты и поднять на поверхность первый сундук с золотом, всего же было поднято около 32 тысяч фунтов стерлингов из имевшихся на борту 40 тысяч.
В течение нескольких месяцев "Карнатик" стоял на рифе, но в марте 1870 года судно соскользнуло в море, при этом расколовшись на три части. Самый впечатляющий обломок – корма с высоким полуютом и характерно большим винтом.
Угол, образованный кормой и песчаным дном, с рифом на заднем плане и живописными рыбками на переднем, представляет замечательную композицию для фотосъемки.
Отсюда лучше всего двигаться в сторону кормовой надстройки и, через остатки палубы, к машинному отделению, в котором находится огромный котел, а также части сдвоенного двигателя.
Неподалеку находится носовая часть с прямоугольными каютами, которые также доступны для исследования.
Глубина – от 20 до 27 метров. Течение изменчивое – от слабого до сильного. Сложность погружения - миимальная.
Английское грузовое судно
"Кингстон" ("Kingstone") было спущено на воду в 1871 году и через десять лет утонуло при переходе из Лондона в Аден в районе рифа Sag Rock.
Носовая часть судна находится далеко на рифовом массиве, возвышаясь над поверхностью. Основной корпус лежит на ровном киле на глубине 14 метров, винто-рулевая часть прекрасно сохранилась.
Длина – 80 м. Водоизмещение – 1449 т. Глубина – 14 м. Видимость – хорошая.
Некоторые путеводители описывают данное место под именем “Sarah H.”. Однако, как выяснил известный исследователь кораблекрушений Красного моря Питер Коллингс, судно с таким названием никогда не существовало. Автор первого путеводителя, не имея возможности идентифицировать обнаруженное судно, просто обозвал его именем дайв-мастера, с которым совершал погружение.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что у рифа Shag Rock покоится именно “Кингстон”, построенный на верфях Освальд в Ньюкастле по заказу Commercial S.S.Co.
Идеальная видимость здесь достигается благодаря постоянному переменному течению, уносящему прочь взвесь и планктон. В районе расположения Кингстоуна течение практически отсутствует.
Корпус судна хорошо сохранился и выглядит сейчас совершенно фантастически: небольшая глубина, прекрасное естественное освещение и насыщенность различными морскими обитателями делает это место особенно привлекательным для подводной фото- и видеосъёмки.
"Крисула К" ("Chrisula K") – греческое грузовое судно, затонувшее 30 октября 1981 года у подножия рифа Абу Нухас.
Останки носа корабля напоминают большой утес. Множество обломков в месте кораблекрушения дают основание предполагать, что здесь затонуло еще одно судно. И груз бронзы может с такой же вероятностью принадлежать кораблю, имя которого до сих пор неизвестно.
В результате удара нос корабля разрушился, а сам он опустился на дно правым бортом. Этот огромный корабль впечатляет своими лабиринтами и трюмами. Проникновение в этот металлический город оставит у вас множество впечатлений и эмоций.
Длина судна – 160 м. Грузоподьемность - 3700 т. Видимость – отличная. Течение – переменное.
Название рифа - Абу Нухас, что в переводе с арабского означает "медный" или "бронзовый", связано, вероятно, с грузом судна "Крисула К".
Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Так что при плавании среди металлических конструкций надо соблюдать повышенную осторожность.
Английский пассажирский лайнер
"Лузитания" ("Lusitania"), построенный в 1907 году, был признанным чемпионом Северной Атлантики, часто принося своей компании "Кунард Лайн" голубую ленту за самое быстрое пересечение Атлантики по маршруту Нью-Йорк - Ливерпуль.
Это прекрасно оборудованное судно называли плавучим дворцом. Корабль мог принять на борт 2600 пассажиров, команда состояла из 700 человек. Паровые двигатели развивали мощность в 68000 л.с. Скорость лайнера была до 25 узлов.
С 1907 года "Лузитания" совершала регулярные рейсы между Ливерпулем и Нью-Йорком.
1 мая 1915 года лайнер "Лузитания" вышел из Нью-Йорка, чтобы в 202-й раз пересечь Атлантику. В официальной декларации среди грузов, перевозимых "Лузитанией", военное снаряжение не значилось, и только в дополнительном списке, подписанным через четыре дня после отплытия, появился военный груз.
7 мая лайнер "Лузитания", находившийся к югу от берегов Ирландии, вошел в полосу туманов.
Британское Адмиралтейство послало на "Лузитанию" радиограмму, в которой капитану Тернеру сообщалось об опасности атаки германских субмарин.
Торпеда ударила на три метра ниже ватерлинии сразу позади мостика. Детонация взорвавшейся торпеды сразу же была перекрыта вторым, более мощным взрывом в трюме. Была разрушена носовая часть судна. В течение последующих 18 минут, сильно накренившаяся "Лузитания" ушла под воду.
Спасательные работы были плохо организованы. Во время спуска спасательных шлюпок половина была разбита. Корабли, находившиеся в гавани, не поспешили на помощь тонущему лайнеру. Только несколько небольших рыбацких шхун, находившихся поблизости, пришли на помощь потерпевшим крушение. 761 человек из числа пассажиров и членов экипажа спаслись, 1198 человек погибли.
"Лузитания", который лежит на глубине 80 метров, за несколько десятилетий происходили варварские операции по подъему всего того, что интересовало конкретных лиц и компаний – от ВМФ Великобритании до поисковых групп, выполняющих задания коллекционеров.
Взрывы подъемные работы здесь отмечались особенно в сороковые и восьмидесятые годы и утихли только недавно. Если кто-то задумает экспедицию к "Лузитании", то увидит картину страшных разрушений, своего рода "поле битвы" подводных работ, и все же узнает по некоторым, еще сохранившимся крупным деталям останки великолепного лайнера.
В ноябре 1790 года по заданию британского
Адмиралтейства 32-пушечный фрегат "Пандора" ("Pandora") был направлен на Таити для поимки бунтовщиков с судна "Баунти" ("Bounty").
28 апреля 1789 году взбунтовавшаяся команда, захватила британское судно "Баунти". Корабль был отправлен за саженцами хлебных деревьев и перевозки их на острова Вест-Индии, где их планировалось выращивать и кормить плодами деревьев рабов.
Капитан корабля Уильям Блай обращался с подчиненными чрезмерно жестко. За время пути из Англии он насмерть запорол нескольких матросов, сажал офицеров в карцер. Матросов секли не розгами, а смоленой веревкой. Люди питались впроголодь. В восстании участвовали и матросы, и офицеры. Высадив Блая и оставшихся верными ему членов команды в шлюпку, они, спасаясь от правосудия, бежали на остров Таити.
Мятежники разделились на две команды: 16 человек остались на Таити, остальные 9, взяв с собой полинезийских женщин, отправились на необитаемый остров Питкэрн. Там, заметая следы, 23 января 1790 года они сожгли судно и тайно основали колонию. И сейчас на Питкэрне можно встретить туземцев, чья кожа светлее, чем у других островитян, а в языке, на котором они говорят, есть много староанглийских слов. Останки "Баунти" были обнаружены лишь в 1957 году.
Капитан Блай, высаженный в шлюпку посреди океана, поставил крошечный парус и сумел, проплыв между островами архипелага Фиджи, добраться до Восточного Тимора, а оттуда вернулся в Англию. По его донесению Адмиралтейство провело продолжительное расследование, после которого было принято решение отправить на поиски восставшей команды "Пандору".
Поиски мятежников британским правительством закончились безуспешно, и долгое время их считали пропавшими без вести, пока, спустя много лет, их потомки не были найдены экипажами случайных европейских судов. На Питкэрне жили уже не мятежники, а их дети. Из участников восстания в живых остался один - семидесятилетний старик. Капитаны фрегатов не решились тронуть его.
Однако отправленный на поиски мятежников военный корабль "Пандора" прибыл в залив Матаваи Бэй (Matavai Bay) острова Таити. Почти сразу на корабль добровольно явились несколько бунтовщиков. Позже было найдено еще 10 человек.
Фрегат долго и безуспешно бороздил океан, а затем направился домой. Однако 29 августа 1791 года "Пандора" наткнулась на риф и в течение нескольких часов затонул. Все члены команды и заключенные погибли. "Пандора" более 200 лет пролежала на глубине 35 метров в 120 км к северу от австралийского штата Квисленд.
Восстание на "Баунти" и последний вояж фрегата "Пандора" считаются одними из наиболее интересных событий в истории мореплавания. Об этом написаны книги, поставлены фильмы. Сохранилось много документов, описаний очевидцев и участников этих событий.
Еще одну "Пандору" (впрочем, совсем другую) мы находим у Майн Рида в романе "Затерянные в океане".
"Пандора"- увы, далеко не единственное невольничье судно, снаряженное в Англии и вышедшее из английского же порта,- занималась перевозкой черных рабов. Как и на всех таких кораблях, его команда, состоявшая большей частью из самых отъявленных негодяев, набиралась где и как придется, так что редко можно было встретить среди этих людей хотя бы двоих одной национальности.
В свой последний перед крушением рейс судно отправилось за "товаром" к берегу Гвинейского залива. Там, скупив и погрузив в трюм пятьсот несчастных чернокожих - пятьсот "тюков", как их, посмеиваясь, называли работорговцы,- судно повезло свой "груз" в Бразилию, на позорный рынок, где в те дни еще процветала торговля неграми. Там существовали специальные приемные пункты, на которых людей с черной кожей открыто покупали и продавали в рабство..."
Британский корабль
"Rosalie Moller" (первоначальное название –
"Fransis"), построенный в 1910 году, затонул 7 октября 1941 года в северной части Красного моря, в проливе Гопал.
Судно было обнаружено и атаковано двумя немецкими самолетами Хенкель 111. После взрыва авиабомбы корабль пошел ко дну. Трагедия произошла всего через два дня после гибели английского военного транспорта Тистлегорма.
Судно было найдено только в 1998 году в проливе Гобал. Длина корабля – 108 м. Грузоподъемность - 3960 тонн. Глубина – 18-46 м.
Rosalie Moller стоит на дне ровным килем. Корабль практически не разрушен. На дне лежит первый якорь с 200-метровой якорной цепью. Глубина верхней мачты – 17 метров. Корабль стал домом для многочисленных тунцов и груперов.
Долгое время Rosalie Moller оставался неизвестным для дайверов. Информация о месте гибели крабля была недоступна зарубежным и российским аквалангистам. Рэк мало изучен, практически не отснят фото- и видео-операторами.
"Салем Экспресс" ("Salem Express"), построенный в 1966 году, затонул 16 декабря 1991 г. в Красном море, на рифе Hyndman.
Пассажирский паром "Салем Экспресс" направлялся из Порта-Саида в Сафагу. На борту находилось около 690 (по другим данным 1000) пассажиров – паломников из Мекки.
От сильного удара после столкновения 1000-ти тонного корабля с рифом, открылся доступ в грузовой отсек в носу корабля. Вода устремилась внутрь судна и затопила трюмы в считанные минуты. Спастись удалось только 180 пассажирам.
Красивый белый корабль лежит правым бортом на основании рифа носом с общим уклоном 15° от носа к корме. Он виден уже с поверхности.
Неплохо сохранились практически все элементы надстроек и такелажа.
Водолазные боты швартуются с восточной стороны судна, и аквалангисты подходят к кораблю со стороны киля.
Корабль лучше осматривать с кормовой части, где видны великолепно сохранившиеся огромные винты. Наиболее интересная часть для внешнего осмотра - главная и кормовая палубы. Вдоль правого борта можно увидеть на дне несколько шлюпок, все еще прикрепленных к судну, а также громадные дымовые трубы.
Двигаясь вдоль фальшборта, вы попадаете к форштевню судна. На нем видны глубокие вмятины, оставленные коралловым рифом во время удара. Недалеко от этого места можно увидеть огромный якорь, лежащий на левом борту парома.
Внутрь корабля можно проникнуть через иллюминаторы ходовой рубки и через открытый люк по левому борту. Здесь груды предметов лежат где попало, узкие проходы позволяют дайверам двигаться только друг за другом, поднятая ластами взвесь быстро ограничивает видимость.
Восточнее судна пространство на многие метры усеяно обломками покрытий палубы, шлюпок, такелажа и груза, сброшенного с палуб.
Погружение на "Салем Экспресс" требует серьезной подготовки и определенных навыков погружения на затонувшие объекты. Длина судна – 110 м. Водоизмещение – 1.105 т. Глубина – 10-32 м. Видимость – слабая.
Затонувший английский паром
"Тистлгорм" ("Thistlegorm") – самое известное судно, покоящееся в Красном море.Этот грузовой корабль, построенный в 1940 году, затонул 6 октября 1941 года. Он был атакован немецким бомбардировщиком Хенкель 111. Две бомбы поразили кормовую палубу судна и взорвались в набитом боеприпасами трюме. В результате корабль переломился на две части и затонул на глубине около 30 метров к северо-западу от Рас-Мухаммада в проливе Губал.
Большая часть его носа уцелела и стоит на песчаном дне почти вертикально. Центральная часть кормового отсека превратилась в груду искореженного металла, среди которого можно различить корабельный груз - артиллерийские снаряды. В трюмах находился большой арсенал взрывчатки - противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты. На палубе корабля стояли два легких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза. Там же находились параваны - приспособления, внешне напоминающие торпеды, которые опускались за борт в опасных районах для защиты от контактных мин.
На останках корабля буйно разрослись колонии мягких кораллов; здесь множество крупных каранксов, косяков люцианов, вымпельных рыб, груперов и прочих видов рыб.
При первом погружении, пройдя над верхней частью кормы на глубине 33 м, можно осмотреть пулемет и зенитную установку - 25 м, двигатель в дальнем конце - 28 м. Возможен также осмотр упавшего с палубы во время взрыва локомотива. Затем следует новый подъем вдоль палубы. 2-е погружение совершается в трюм корабля через грузовую шахту, в носовом трюме находятся винтовки, резиновые сапоги и ящики с медицинскими принадлежностями, а на самом верхнем уровне - мотоциклы BSA и автомобили "Morris". Во втором трюме расположены грузовики "Bedford", мотоциклы и автомобили. В третьем трюме находятся ящики с амуницией и ручные гранаты. В четвертом трюме - гусеничные MK II.
Корабль впервые был обнаружен Жаком-Ивом Кусто в 1956 году во время первой экспедиции на "Калипсо". Кусто документально подтвердил находку некоторыми кадрами своего памятного документального фильма, с тем чтобы широкая публика могла ознакомиться с этим необычным судном.
Сейчас "Тистлгорм" считается самым интересным затонувшим кораблем в Красном море и стал излюбленным объектом для дайверов со всего мира. Глубины около 20-35 метров. До глубины 17 метров течение сильное.
Часто плохая видимость. Необходимо иметь при себе фонарь.