В поисках подводных сокровищ.
На одном из зданий Гамбурга появилась недавно табличка, извещающая, что здесь находится «Ганзейское общество по поиску и обработке потерянных сокровищ». Цель новой организации - поиск затонувших близ португальских берегов кораблей, груженных золотом и серебром. Как сообщил исполнительный директор общества Герд Барда, первое судно выйдет из гамбургского порта уже в октябре, его задача - точно определить место, где в 1589 году затонул испанский парусник
«Росарио», на борту которого находилось, как свидетельствуют старинные документы, около 22 тонн драгоценных металлов.
Искатели сокровищ, объединившиеся в новое общество, собрали сведения о почти 200 судах, которые затонули близ Пиренейского полуострова в период с 1510 по 1700 годы. Но корабли Португалии и Испании плавали в те далекие времена не только у берегов Пиренеев, в Средиземноморье, но и вдоль всего западного побережья Африки. Один из этих кораблей,
«Флер де ла Мар», что значит в переводе «Цветок Моря», на борту которого находились многие десятки тонн золота и драгоценных камней, затонул в начале XVI века в Малаккском проливе. Груз, и поныне лежащий на морском дне, оценивается в девять миллиардов долларов. По мнению гамбургских искателей сокровищ, это самый крупный и самый ценный подводный клад в мире.
В эпоху Великих открытий океанские просторы, разделяющие Старый и Новый Свет, бороздили сотни каравелл, бригантин, галеонов - и многие из них гибли во время штормов и бурь. На «карте кораблекрушений» составленной в Гамбурге, отмечены места катастроф многих старинных кораблей. В их числе -
гигантский военный флот Испании, затопленный штормом в 1588 году; стоимость находившихся на судах сокровищ неисчислима. В том же списке - испанское судно
«Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс», перевозившее драгоценности на сумму 1,6 миллиарда марок и затонувшее в 1656 году в районе Багамских островов. Испанский корабль
«Сантиссима Тринидад», груз которого оценен примерно в 650 миллионов марок, затонул в 1711 году в 24 километрах восточнее Гаваны.
Морские катастрофы - не такая уж редкость и в нашем столетии. Одно из самых известных тому свидетельств - гибель в 1912 году знаменитого британского пассажирского лайнера
«Титаник», который столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане. В результате этой катастрофы погибли 1500 пассажиров, были утрачены огромные материальные ценности: напомним хотя бы тот факт, что на борту «Титаника» находился подлинный манускрипт Омара Хайяма «Руби» и мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I. Всего, по данным морской археологической организации «Просубак», на дне морей и океанов покоится ныне не менее 250 старинных кораблей, затонувших со времени открытия Нового Света. Документально установлено, что
с 1500 года в морских глубинах «осела» почти восьмая часть добытого человечеством золота и серебра. Эти несметные богатства влекут многих - и у гамбургских искателей счастья немало соперников и конкурентов. Как известно, уже найдена значительная часть сокровищ
«Испанской армады», направлявшейся в 1715 году из Гаваны в Испанию, и испанского галеона
«Нуэстра Сеньора де Аточа», затонувшего в 1622 году близ Флориды. В 1985 году обнаружен голландский корабль
«Де Гельдерманзен», принадлежавший Ост-Индской компании и затонувший в 1752 году в Южно-Китайском море; найденные на нем сокровища оценены на аукционе в 24 миллиона марок. Более 1400 предметов подняли участники французской экспедиции с погибшего «Титаника». В Лондоне недавно сообщено, что минный тральщик британских королевских ВМС, которым командует принц Эндрю, включился в поиски
затонувшего в 1633 году корабля, на котором находился груз золотых и серебряных изделий, а также посуды, принадлежавшей королю Карлу
Этот корабль погиб в результате внезапно налетевшего шквала у берегов Шотландии...
Хотя многие охотники за подводными сокровищами используют в наше время самую современную технику - магнитометры, ультразвуковую аппаратуру, поиски далеко не всегда приносят ожидаемый результат. Одна из причин - неточность старинных карт. Другая - тот факт, что за века или даже десятилетия, прошедшие со времени гибели судна, подводные течения могут отнести далеко в сторону корпус погибшего корабля. Немало трудностей ожидает, несомненно, и гамбургских искателей подводных кладов. «Но мы, - говорит Герд Варда, - верим в успех...»
|