Завершила работу экспедиция латвийских и шведских подводных археологов, в которой поучаствовал и "Час". За две недели поисков на дне Балтийского моря, у берегов Курземе, обнаружено 8 погибших кораблей.
"Час" провел почти сутки на борту шведского судна "Альтаир" - главной "платформы" экспедиции. Поиск шел в фарватере Ирбенского пролива - между мысом Овиши и Микельбакой. Здесь частенько случались кораблекрушения, но район этот до сих пор никем не изучался.
Исследование ведется так: в воду опускают прибор, который передает на монитор на борту картинку морского дна. Изображение напоминает марсианский пейзаж - так оно безжизненно и однообразно. Координаты замеченных в бездне предметов фиксируются, чтобы потом к ним вернуться - для более детального изучения.
Если, конечно, объекты того заслуживают.
- Главная задача экспедиции - обнаружить и сохранить затонувшие корабли и другие исторические ценности, которые находятся на дне моря, - говорит руководитель проекта от Военного музея Дайнис Позиньш.
- Прошлым летом мы нашли 18 судов. В этот раз уже удалось обнаружить
подводную лодку М78, затонувшую со всем экипажем 23 июня 1941 года. По наводке местных рыбаков нашли корабль. Три других сигнала не подтвердились - то, что выглядело как обломки судна, оказалось большими валунами.
Все найденное надо охранять не только от стихии, но и от людей, - отметил куратор проекта от Инспекции по охране памятников культуры Валдемар Райнс. - А то ведь все
растащат на сувениры! В прошлом году мы исследовали остатки гидротехнических сооружений времен герцога Екаба, все оставили нетронутым. А на днях вернулись на то же место - там как стадо слонов побывало. Оторванные балки, доски - "кладоискатели" постарались.
В 1998 году мы изучили место гибели шведского и российского судов начала XVIII века. На камнях были хорошо видны пушки, ядра, мушкеты, даже пряжку матросскую удалось разглядеть. Многие предметы мы подняли со дна, и теперь они хранятся в музее.
...А нынче нам не везло - находки не попадались. Дайнис Позиньш даже обмолвился утешительно: зато теперь, мол, точно будем знать, что район "чистый".
"Оно" отыскалось около 7 вечера. На глубине 36 метров лежал некий заостренный предмет. Поблизости - еще один. Народ, утомленный днем пустых поисков, набился в рубку.
Супруга хозяина судна с романтическим именем Лорелея называет расстояние до объекта - 600 метров, 400, 200... Наконец находка показалась на экране во всей красе - это оказалось судно длиной 25 метров, шириной 5-6, видны корпус, часть мачты и трубы.
Координаты судна занесли в журнал, и Дайнис подвел итог дня:
- Вот так и происходят открытия! Ни на одной карте не было указано, что на этом участке что-то есть.
В Вентспилс "Альтаир" пришел к полуночи, прочесав за день 15 квадратных километров. Основные находки пришлись
на вторую неделю поисков. Слева от входа в Вентспилсский порт, на глубине около 30 метров, были найдены два транспортных судна. Предположительно первой половины нашего века.
Исследуя дно в районе Ужавы, поисковики обнаружили останки сильно разрушенного судна - обломки были разбросаны на площади более 100 метров.
В районе Акменьрагса удалось найти судно, не отмеченное до этого ни на одной карте. Пока археологи не смогли установить, под флагом какой страны оно ходило. Этот большой транспортный корабль предположительно затонул во Вторую мировую войну. Он, уходя под воду, разломился пополам, так что нос поднялся на 15 метров над грунтом. Вокруг смутно белели человеческие кости...
Последние два дня экспедиции были посвящены подводным съемкам. В районе Павилосты водолазы побывали на уже известном им судне. Опередившие их подводные туристы, к счастью, оставили все в целости и сохранности.