В истории морского
флота - две "Астролябии", и обе совершили плавания,
вписавшие новые строки в летопись географических открытий.
Правда, судьба одной из них более счастливая, хотя бы потому, что
дольше был век корабля, длиннее маршруты... Это "Астролябия", которой
командовал Жюль Себастьян Дюмон-Дюрвиль, но, рассказывая о ней, нельзя не
вспомнить и другую. Судьбы двух "Астролябий" оказались тесно связанными, и
одна как бы наследовала другой.
...1 августа 1785 года на палубах "Астролябии" и "Буссоли" раздались
отрывистые слова команд.
Жан Франсуа Лаперуз
Матросы начали выбирать якоря, а на набережных Бреста взлетело вверх
множество шляп: в порту, несмотря на ранний час, собрались сотни, может
быть, тысячи людей. Событие, происходившее в "тот день, было нерядовым -
суда уходили в плавание, которое должно было продлиться три или четыре
года и принести французской короне новые, еще не открытые земли и острова.
Вдобавок, предстояло обогнуть земной шар, а ведь до сих пор это удалось
сделать лишь одному из французских мореплавателей - капитану Луи Антуану
де Бугенвилю, совершившему кругосветное плавание в 1766-1769 годах на
кораблях "Будез" и "Этуаль".
В открытом море "Астролябия" и "Буссоль" показали, что надежды,
возлагавшиеся на их мореходные качества, оказались не напрасными.
Корабельный колокол
с "Астролябии"
Они не были, правда, столь быстроходны, как военные фрегаты или
корветы, но отличались великолепной остойчивостью и прочностью.
Эти прежде обыкновенные грузовые суда были специально переоборудованы
для дальнего плавания и теперь легко несли среди волн свой груз, который
любому другому кораблю оказался бы непосильным.
Громадный запас продовольствия, десятки сорокаведерных бочек с водой и
вином. Ядра, пули, порох. Парусина, веревки, тросы. Множество книг,
инструментов, научных приборов. Для подарков или для обмена с туземцами -
семьсот молотков, тысячи пил, несметное число ножниц, ножей, рыболовных
крючков, игл, булавок. Были и дешевые безделушки: бусы, кольца, ожерелья,
бумажные цветы... Среди "того обилия грузов с трудом размещались 221
моряков - экипажи "Астролябии" и "Буссоли", кораблей капитана Жана Франсуа
Лаперуза.
Пройдя Атлантику, обогнув мыс Горн и выйдя в Тихий океан, они открыли
несколько островов, исследовали значительную часть западного побережья
Северной Америки, побывали в русском городе Петропавловске. Ученые
экспедиции вели обстоятельные океанографические и этнографические
исследования, метеорологические наблюдения, собрали ряд ценных коллекций.
15 марта 1787 года "Астролябия" и "Буссоль", проведя несколько месяцев в
одном из австралийских портов, вновь вышли в океан. Перед этим Лаперуз
отправил французскому морскому министру де Кастри рапорт, в котором сообщал
о своих дальнейших планах. "Я поднимусь вверх к островам Товарищества,
выполню все, указанное инструкцией, в отношении Новой Каледонии и острова
Санта-Крус..."
Этот документ оказался последней вестью об экспедиции Лаперуза.
"Астролябия" и "Буссоль" не вернулись во Францию в назначенный срок, не
вернулись и годы спустя...
В 1791 году начались их поиски фрегатами "Поиск" и "Надежда" под
командованием адмирала д'Антркаето. Полтора года длились безрезультатные
поиски. Затем они надолго прекратились - Францию одно за другим потрясали
бурные события.
И лишь в 1826 году они были продолжены. На поиски кораблей Лаперуза
вышла новая "Астролябия".
Впрочем, только перед самым началом плавания это судно получило имя
одного из кораблей Лаперуза.
До этого оно называлось "Ракушкой".
Спущенное на воду в 1811 году, оно около десяти лет вело
гидрографические работы в Черном и Эгейском морях. А в 1822-.1825 годах
совершило под командованием Дюпре кругосветное плавание, судно (его
основные размерения: водоизмещение - 380 т, длина - 30,8 м, ширина - 8,7,
осадка - 3,65 м показало себя с самой лучшей стороны.
Его следующим командиром стал молодой капитан. Жюль Себастьян
Дюмон-Дюрвиль. В память об "Астролябии" Лаперуза он и дал "Ракушке" новое
имя. А имя самого Дюмон-Дюрвиля было в те годы известно едва ли не всей
Европе. Ведь это именно ему посчастливилось доставить во Францию Венеру
Милосскую - дивной красоты античную статую, найденную греческим
крестьянином в своем саду. Вслед за этим Дюмон-Дюрвиль совершил целый ряд
больших плаваний, одно из которых было кругосветным.
Поиски следов исчезнувшей экспедиции Лаперуза были давней мечтой
молодого моряка. Он был твердо убежден: "Астролябия" и "Буссоль" не могли
исчезнуть бесследно, разгадку тайны надо искать на каком-то из островов
Тихого океана.
И все-таки место, где трагически закончился маршрут Лаперуза, удалось
обнаружить не Дюмон-Дюрвилю, а ирландскому капитану Питеру Диплому,
причем, в то же самое время. Случайно услышав на одном из островов рассказ
туземцев о том, что возле острова Ваникоро в
Ново-Гебридском архипелаге
когда-то в ужасную бурю потерпели крушение два больших корабля, он
отправился туда. И моряки действительно нашли на острове детали
астрономических приборов, топоры, якорь, подсвечники, молотки. Но Диллон
спешил и быстро покинул остров.
Молва о находках Диллона облетела чуть ли не всю Океанию.
Дюмон-Дюрвиль
узнал о них, когда "Астролябия" стояла у берегов Тасмании.
Он взял курс на Ваникоро. И почти сразу же ему удалось найти точное
место, где затонула "Астролябия" Лаперуза.
...Шлюпка медленно лавировала среди рифов, окружавших Ваникоро.
Один из вождей островитян, стоя на ее носу, пристально вглядывался в
воду. Наконец он дал знак гребцам остановиться. С помощью островитян
моряки подняли со дна якорь, пушку, бронзовый колокол. Все это было с
одного корабля - "Астролябии". А где же затонула "Буссоль"!
о. Ваникоро где
погибли "Буссоль" и "Астролябия"
Дюмон-Дюрвиль, несмотря на тщательные поиски, так и не сумел дать на
это ответ. (Лишь в шестидесятых годах XX века обломки "Буссоли",
разбившейся на рифах в нескольких милях от Ваникоро, нашла экспедиция
аквалангистов.) Зато на берегу были обнаружены новые свидетельства
произошедшей здесь , катастрофы - европейская посуда, эфесы шпаг. От
островитян узнали, что моряки Лаперуза, добравшиеся до берега, построили
из обломков судов новое судно и вновь отправились в путь, который
окончился неизвестно где. Соорудив на острове памятник Лаперузу -
четырехугольную плиту из кусков коралла, участники экспедиции покинули
Ваникоро.
"Астролябия" Дюмон-Дюрвиля благополучно завершила кругосветное плавание.
Прошло несколько лет, и Жюль Себастьян Дюмон-Дюрвиль отправился на
"Астролябии" в новое плавание, на этот раз антарктическое. Земля Адели -
так и сегодня называется один из берегов ледяного материка, открытого в
1821 году Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Название дал в честь
своей жены ДюмонДюрвиль, открывший этот берег во время антарктического
плавания на "Астролябии" в 1837-1840 годах.