Лаперуз и его помощник, капитан де Лангль, в 1785 году были посланы
Людовиком XVI в кругосветное плавание на корветах "Буссоль" и "Астролябия"
и бесследно пропали.
В 1791 году французское правительство, встревоженное судьбой двух
корветов Лаперуза, снарядило спасательную экспедицию под командой Бруни
д' Антркасто, в составе двух фрегатов "Решерш" и "Эсперанс", которые вышли
в плавание из Бреста 28 сентября.
Спустя два месяца стало известно из показаний некоего Боуэна, командира
корабля "Албермель", что обломки каких-то судов были замечены у берегов
Новой Георгии. Но д'Антркасто, не зная об этом сообщении, - к слову
сказать, довольно сомнительном, - держал свой путь к островам
Адмиралтейства, которые в рапорте капитана Гунтера указывались как место
кораблекрушения корветов Лаперуза.
Поиски д'Антркасто были безуспешны. Корветы спасательной экспедиции
прошли мимо Ваникоро, не останавливаясь, и плавание для них окончилось
трагически, ибо экспедиция стоила жизни самому д'Антркасто, двум его
помощникам и многим матросам из команды корветов.
Первым на несомненные следы гибели кораблей Лаперуза напал старый
морской волк, капитан Дилон, отлично знавший Тихий океан. 15 мая 1824 года
его корабль "Святой Патрик" проходил мимо острова Тикопиа, принадлежащего
к Ново-Гебридской группе. Там один туземец, приплывший к кораблю в пироге,
продал капитану серебряный эфес шпаги, на котором сохранились следы
какой-то надписи. Тот же туземец рассказал Дилону, что шесть лет назад он
видел на Ваникоро двух европейцев из экипажа кораблей, разбившихся о рифы
вблизи этого острова.
Дилон сообразил, что речь идет о корветах Лаперуза, исчезновение
которых волновало весь мир. Он решил идти на Ваникоро, где, по словам
туземца, сохранились еще следы кораблекрушения. Но ветры и течения не
позволили Дилону осуществить его намерение.
Дилон вернулся в Калькутту. Там он сумел заинтересовать своим открытием
Азиатское общество и Ост-Индскую компанию, и в его распоряжение был
предоставлен корабль, также получивший название "Решерш". 23 января 1827
года, сопровождаемый французским представителем, Дилон отплыл из
Калькутты.
После неоднократных остановок в различных пунктах Тихого океана, 7 июля
1827 года, корабль "Решерш" бросил, наконец, якорь в той самой гавани
Вану, где сейчас стоял "Наутилус".
Дилон нашел тут множество остатков кораблекрушения: якоря, инструменты,
блоковые стропы, камнеметы, восемнадцатифунтовое ядро, обломки
астрономических приборов, кусок гакаборта и бронзовый колокол с надписью:
"Отлит Базеном", с клеймом литейной Брестского арсенала и датой "1785". Не
оставалось ни малейшего сомнения!
Дилон, продолжая поиски доказательств, пробыл на месте катастрофы до
октября месяца. Затем он поднял якорь и через Новую Зеландию пошел в
Калькутту. 7 апреля 1828 года он воротился во Францию и был милостиво
принят Карлом X.
В то же самое время Дюмон д'Юрвиль, ничего не зная об открытии Дилона,
продолжал поиски следов кораблекрушения в совершенно другом направлении.
Со слов одного китобоя ему стало известно, что у дикарей Луизиады и Новой
Каледонии видели медаль и крест св.Людовика.
Дюмон д'Юрвиль, командир "Астролябии", вышел в море и спустя два месяца
после того, как Дилон покинул Ваникоро, бросил якорь у Гобарт-Тоуна. Тут
он узнал о результатах поисков Дилона и помимо того ознакомился с
показанием некоего Джемса Гоббса, помощника капитана "Юниона" из
Калькутты, который утверждал, что, пристав к острову, лежащему под 8ь18'
южной широты и 156ь30' восточной долготы, он якобы видел у туземцев
железные брусья и куски красной ткани.
Дюмон д'Юрвиль, смущенный этими противоречивыми сведениями и не зная,
можно ли им верить, решился все же идти по следам Дилона.
Десятого февраля 1828 года корвет "Астролябия" подошел к острову
Тикопиа. Приняв на борт в качестве лоцмана и переводчика бывшего матроса,
обосновавшегося на этом острове, судно взяло курс на Ваникоро. Подойдя к
острову 12 февраля, "Астролябия", лавируя между его коралловыми рифами,
только 20 февраля, преодолев рифовые барьеры, вошла в гавань Вану.
Двадцать третьего февраля матросы "Астролябии", вернувшись из обхода
острова, принесли несколько малоценных обломков. Туземцы отказались
указать им место катастрофы, отговариваясь непониманием. Поведение
туземцев было подозрительным и наводило на мысль, что они плохо обошлись с
потерпевшими кораблекрушение. Они как будто боялись, что Дюмон д'Юрвиль
явился отомстить за Лаперуза и его злосчастных спутников.
Наконец, 26 февраля, прельстившись подарками и поняв, что им не грозит
расплата за содеянное, туземцы указали помощнику капитана Жаконо место
катастрофы.
Там, на глубине трех-четырех саженей под водою, между рифами Паку и
Вану, лежали якоря, пушки, железные и свинцовые чушки балласта,
покрывшиеся уже известковыми отложениями. Шлюпка и китобойное судно с
"Астролябии" направились к этому месту и с большим трудом подняли со дна
якорь, весивший тысячу восемьсот фунтов, пушку, стрелявшую восьмифунтовыми
ядрами, одну свинцовую чушку и две медные камнеметные мортиры.
Дюмон д'Юрвиль, опросив туземцев, узнал, что Лаперуз, потерявший оба
корабля, разбившиеся о рифовый барьер острова, выстроил из обломков
небольшое суденышко и вновь пустился в плавание, чтобы опять потерпеть
кораблекрушение... Где? Этого никто не знал.
Командир "Астролябии" воздвиг под сенью мангров памятник отважному
мореплавателю и его спутникам. Это была простая четырехгранная пирамида на
коралловом пьедестале. Ни кусочка металла, на который так падки туземцы,
не пошло на этот памятник!
Дюмон д'Юрвиль хотел тут же сняться с якоря. Но команда "Астролябии"
была изнурена лихорадкой, свирепствовавшей в этих местах, да и сам он был
болен. Он мог пуститься в обратный путь только 17 марта.
Между тем французское правительство, полагая, что Дюмон д'Юрвиль не
знает об открытии Дилона, послало на Ваникоро корвет "Байонез", под
командою Легоарана де Тромлена, стоявший тогда у западного берега Америки.
"Байонез" бросил якорь у берегов Ваникоро спустя несколько месяцев после
отплытия "Астролябии". Никаких новых документов не было найдено, но
выяснилось, что дикари не тронули мавзолея Лаперуза.
Вот все, что я мог сообщить капитану Немо.
- Итак, - сказал он, - по сей день неизвестно, где погибло третье
судно, выстроенное потерпевшими кораблекрушение у Ваникоро?
- Неизвестно.