Золото Нового Света
После многолетних исследований морских архивов экспедиционный отряд компании готов приступить к поиску груза испанских галеонов
"Золотого флота", затонувших в бассейне Карибского моря. Планируется проведение широкомасштабных поисковых работ с применением новейших образцов магнитометрической техники и водолазного оборудования.
IPV News USA обратилась к правительствам сразу нескольких островных государств Вест-Индии с прошением выдать так называемые "Research and Salvage Permits" - разрешения на поиск и добычу кладов, каковыми считается содержимое легендарных галеонов. Некоторым странам IPV News USA предложила создание совместных компаний для поиска утраченных сокровищ.
Мы намерены реорганизовать исследовательский отряд, придав ему не только новый юридический статус, но и приобрести для указанных работ другой корабль, так как имеющийся "Adventure-II" находится на плаву уже более 40 лет и не удовлетворяет новым требованиям.
На самолете "The Sky's the Limit", участвовавшем в программе, посвященной 100-летию мировой авиации, и совершившем в феврале - марте 2003 года перелет из Центральной Азии во Флориду через Сибирь и Аляску, мы перебросили на юг США большое количество водолазного снаряжения и поисковой аппаратуры с нашей азиатской экспедиционной базы.
"Золотой флот" состоял из сотен судов, на которых несколько веков Испания перевозила в метрополию награбленные ценности из Нового Света. Считается, что не менее трети этих судов погибли в осенних ураганах на рифах многочисленных островов Карибского моря.
Для аэрофотосъемки прибрежной зоны островов Вест-Индии были задействованы самолеты нашего авиационного партнера - компании "Авиализинг".
В деле поиска сокровищ, утраченных завоевателями Нового Света,
не обойтись без исторического экскурса. Предлагаемый читателям
материал собран из различных источников. Мы снабдили рассказ
собственными иллюстрациями, выполненными во время разведочных полетов
на островах Вест-Индии в Карибском море. Несколько фотографий были
любезно предоставлены редакцией журнала "GEO" и публикуются с их
официального разрешения.
***
Пираты - люди, постоянно рискующие жизнью, старавшиеся не задумываться о завтрашнем дне, и поэтому добытые в боях богатства с легкостью уплывали из их рук. Сведения о сокровищах Тича, Моргана, Кидда и других пиратских капитанов на протяжении столетий обросли такой сетью легенд, что в них уже невозможно отличить правду от вымысла. Несомненно, что в многочисленных легендах о них есть какая-то доля истины, однако не случайно, что находки пиратских кладов - явление исключительно редкое.
Если на карте западного полушария от города Монреаля на юго-восток провести прямую линию до мыса Кабо-Фрио, расположенного у восточной оконечности Южной Америки, а затем соединить линией этот мыс с островами Кокос в Тихом океане, близ Панамы, и провести еще одну линию от Кокоса до Монреаля, то на карте появится треугольник. Во всем мире его называют
"Золотым треугольником" или "Треугольником сокровищ". Чьи же клады ищут здесь?
Столетиями в южных морях шли сражения за золото Америки и Индии. В результате сокровища оседали не только в казне королей.
Вначале XVI века из Америки в Европу хлынуло золото. Богатства ацтеков и инков, заполнявшие трюмы испанских галеонов, всего за одно столетие увеличили золотой и серебряный запас европейских стран в пять раз.
Много десятилетий пролежал этот чемодан на
дне Атлантического океана. Фото предоставлено журналом
"GEO".
Поначалу суда, направлявшиеся в Испанию, шли через Атлантику небольшими группами без вооруженного конвоя. Но скоро на горизонте замаячили опасные конкуренты. Уже в 1496 году
Христофор Колумб, возвращавшийся из своего второго плавания, подвергся нападению французских корсаров. Однако главную угрозу для галеонов испанского флота представляли английские каперы - пираты, состоявшие на службе у британской короны. Многим из них, как, например, знаменитому пирату и мореплавателю Фрэнсису Дрейку был присвоен дворянский титул - за подвиги, принесшие его отечеству миллионы фунтов стерлингов золотом. Это была "законная" половина добычи, поступавшая в королевскую казну после удачных нападений каперов на испанские суда.
Дрейк прославился своими дерзкими набегами на испанские порты в Южной Америке и в самой Испании. Однако большинство каперов избирало более осторожную тактику: они подстерегали возвращавшиеся из Америки испанские суда в Карибском море или у Азорских островов.
Азорские острова в XVI веке были главным перевалочным пунктом на мировых торговых путях. Откуда бы ни возвращались корабли - из Америки, Индии или Южной Африки, их путь лежал через заброшенные в просторах Атлантики острова Терсейра, Хорхе и Пику. Здесь запасались провиантом и питьевой водой. Азорские острова называли "гостиницей, которую Господь поставил в самом подходящем месте океана".
В водах вокруг этой "гостиницы" погребены десятки кораблей. В 1594 году португальское судно
"Чагас" возвращалось из индийской колонии. Согласно свидетельствам и архивным документам, на нем были сокровища ценой в два миллиона тогдашних дукатов - золотых монет, каждая из которых весила 3,5 грамма. Это был самый дорогой груз, когда-либо отправлявшийся в Европу из Индии. Кроме того, на борту были матросы с двух потерпевших крушение португальских шхун. Плавание оказалось ужасным даже по меркам того, более жестокого времени: из-за чрезмерной численности экипажа на судне разыгрались эпидемии сразу нескольких болезней, но самой страшной оказалась цинга. Ежечасно приходилось сбрасывать за борт умерших. Этот "плавучий лазарет" оказался легкой добычей для трех английских кораблей, которые подстерегли португальцев близ одного из Азорских островов. После весьма непродолжительной пушечной перестрелки в пороховом трюме корабля вспыхнул огонь, и судно затонуло в Атлантическом океане. До сих пор обнаружить его останки никому не удалось. Также безвозвратно канул вблизи Азорских островов в 1591 году испанский
"Серебряный флот" (Silver Train)- корабли стали жертвой знаменитого "Плотницкого ветра". Этот коварный юго-восточный ураган назван так потому, что часто выносит на берег деревянные обломки разбитых кораблей.
Остров Гранд-Турк. Побережье многих
тропических островов выглядит как земной
рай. На самом же деле - это безводные клочки
суши, затерянные в океане, где жизнь кипит
лишь под поверхностью воды.
За сотни лет течения, морские приливы
и кораллы надежно спрятали обломки судов потерпевших крушение у берега. Вид с воздуха
на один из коралловых островов
в Карибском море. Согласно историческим источникам, в районе одной лишь бухты Ангра у острова Терсейра затонуло по меньшей мере 88 кораблей. Однако искать здесь - все равно, что пытаться найти иголку в стоге сена. Когда летом 1997 года португальско-американская экспедиция начала обследовать бухту с использованием современной аппаратуры, ученые приуныли. День за днем с борта своего судна они прощупывали дно специальными эхолотами, которые могли исследовать отложения на глубине до пяти метров. Но убедились лишь в том, что скрытые песком скалы искажают всякий сигнал. Реагирующие на металл магнитометры, способные уловить малейшие изменения магнитного поля, оказались здесь совершенно беспомощными. Не золотые слитки, монеты, якоря или пушки, а содержащие железо вулканические породы заставляли крутиться стрелки подводных компасов. "Искать здесь такими приборами металл - все равно что на дискотеке слушать через наушники Моцарта", - говорит археолог Пауло Монтейро.
Лишь в акватории самой гавани исследователям повезло с находками. Под слоем осадков и горами балластных камней они обнаружили остатки четырех деревянных судов. Обломки самого старого из них, лежащие на глубине всего семи метров, относятся примерно к 1500 году - времени, когда Азорские
острова были только-только открыты испанскими мореплавателями. Сейчас археологи детально обследуют самые старые из найденных здесь корабельных останков, предвкушая момент, когда под обломками откроется "золотая жила". Впрочем, возможно, что часть богатств подняли со дна сами моряки, спасшиеся с затонувших кораблей. С помощью водолазных колоколов и дыхательных шлангов они могли опускаться на глубину от десяти до двадцати метров.
Уже в XVII столетии появились и первые охотники за утонувшим золотом. В 1686 году англичанин Уильям Фиппс поднял со дна Карибского моря золота и серебра на сумму, эквивалентную полутора миллионам американских долларов. То была лишь малая часть сокровищ
16 галеонов испанского "Золотого флота" (Golden Fleet), затонувших во время шторма в 1643 году на отмелях Силвер-Бэнкс к северу от Гаити. Здесь, в районе Багамских островов, Гаити (бывшей Эспаньолы) и Флоридского пролива, испанская казна потеряла в течение трех столетий баснословные богатства. Представление об их размерах может дать "улов", который за день собрал американец Герберт Хамфри, наткнувшийся на галеон "Нуэстра сеньора де лас Маравильяс" - 177 слитков серебра, 15 полукилограммовых слитков золота и 10 золотых самородков.
Базой пиратов в Карибском море долгое время был остров Пинос (сейчас он называется Хувентуд и принадлежит Кубе). По преданиям, здесь прятали сокровища Дрейк, Лафитт и другие пиратские знаменитости. Появились фальшивые карты, на которых ловкие авантюристы нагрели руки. В нашем веке сюда постоянно приезжали кладоискатели, но удача улыбнулась лишь одному из них - в пятидесятых годах американец Уиккер нашел у подводного рифа сундук с золотом и драгоценностями.
Еще одно известное пиратское место - принадлежащий Коста-Рике остров Кокос в Тихом океане, к северу от Галапагосских островов. Согласно летописи морского разбоя, первый клад спрятал здесь знаменитый пират Генри Морган, который был на столь хорошем счету у английских властей, что закончил свои дни в качестве губернатора Ямайки. Число кладоискателей, побывавших на Кокосе, приближается к сотне. Однако ни одному из них еще не удалось отыскать ни клад Моргана, ни сокровища Лимы, собранные испанцами за время владычества в Перу и захваченные в порту Кальяо английским капитаном Томпсоном.
Вот уже полтора века этот крошечный, покрытый непроходимыми джунглями клочок суши (длиной 6,5 км, шириной 3,2 км) привлекает к себе внимание многочисленных кладоискателей. Подсчитано, что за все время на нем побывало свыше 500 экспедиций, участники которых вложили в поиски кладов миллионные состояния. Здесь сотнями гибли люди, но кладов так и не нашли...
Золотые монеты с парусника "Централ Америка", перевозившего добычу с приисков Аляски на
материк и затонувшего во время свирепого шторма. На сегодняшний день, "улов" с этого
судна считается самым большим подводным кладом, поднятым на поверхность. Он был оценен
в один миллиард долларов. Фото предоставлено журналом
"GEO".
кладоискателей".
Летом 1962 года, на остров Кокос высадилась группа кладоискателей-французов: спелеолог Робер Верн, журналист Жан Портелл и писатель Клод Шарлье. Они широко разрекламировали свои планы поисков пиратского золота, надеясь, если даже сокровищ не будет, то гонорары за напечатанную о приключениях книгу, теле- и радиопередачи превысят расходы. Но судьба решила иначе... В тот момент, когда они осматривали выходящий в море грот в бухте Чатам, неожиданно заглох мотор, а весла лежали на дне лодки, придавленные палаткой. Море было неспокойным и набежавшая сбоку волна опрокинула лодку... Верна выбросило на скалы, а двух его друзей море не отпустило. Только через два месяца случайно проходившее судно сняло Верна с острова. Считается, что остров хранит в своих недрах богатства трех знаменитых пиратов: Вильяма Дампира, Александра Грэхема и Скота Томпсона. Интересна история клада, который связывают с именами двух последних пиратов.
Осенью 1820 года войска освободителя Аргентины, Чили и Перу - генерала Хосе Сан-Мартина наступали на испанских колонизаторов с юга. Столица Перу была отрезана с севера от испанских владений войсками Симона Боливара. Вице-король Перу Хоакин Песуэла решил переправить государственные богатства в Панаму. Сокровища, награбленные испанцами за годы владычества, были тайком доставлены в порт Кальяо. Современная оценка перуанской казны колеблется в следующих пределах: 10 миллионов песо по версии испанцев, 30 миллионов фунтов стерлингов по английской и 30 миллионов долларов по американской версии. В Кальяо стояло пять кораблей. В трюм одного из галеонов - "Релампага" - скрытно погрузили ценности.
У входа в Панамский залив "золотой" эскадре преградил дорогу бриг пирата Грэхема, по кличке Бенито Бонито... Грэхем, как и Дампир, служил в королевском флоте. Будучи командиром брига "Девоншир", он отличился в Трафальгарском сражении. Со смертью Нельсона слава героев Трафальгара стала угасать, и Грэхем оставил службу. Он сделался Бенито Бонито, злодеяния снискали ему еще одну кличку - Кровавый Меч (или шпага: смотря как переводить с английского слово sword).
Корсары Бенито Бонито в абордажной схватке овладели галеоном "Релампага". И именно в его трюме оказались лимские сокровища! Пираты повели судно к острову Кокос. Там, на берегу бухты Уэйфер, в подземной пещере, Бенито Бонито спрятал бочки и сундук с драгоценностями... Вскоре два английских брига настигли пиратское судно у берегов Коста-Рики. Александр Грэхем был повешен на рее и унес с собой тайну клада.
Вторая легенда о лимском сокровище утверждает, что оно было отправлено из Кальяо на пиратском судне Скота Томпсона "Мери Диир". Испанцы обещали корсару большое вознаграждение, погрузили в трюм его брига "важные государственные документы" и поставили свою охрану. Но провести Томпсона было трудно. Пираты перебили испанскую охрану и заглянули в трюм... Обрубив якорный канат, коварный бриг ринулся в открытый океан. Но за ним устремился военный корабль. Он догнал судно Томпсона, правда, лишь в бухте Уэйфер острова Кокос.
Поскольку сокровищ в трюме уже не оказалось, испанцы повесили всех, кроме Томпсона и его старшего штурмана. Их привезли в панамскую тюрьму, надеясь добиться признания. Но по дороге штурман умер, а капитан хранил тайну клада, понимая, что лишь так может спасти жизнь.
Волна освободительной борьбы докатилась в 1821 году до Панамы. Она выпустила на волю узников испанских тюрем, среди которых оказался и Скот Томпсон. Он перебрался в Канаду, долгие годы жил на Ньюфаундленде, собирая деньги для экспедиции на остров Кокос. Томпсон заключил соглашение с капитаном Киттингом, но перед самым плаванием тяжело заболел и, умирая, отдал Киттингу карту острова со схемой клада.
Экспедиция Киттинга достигла острова. Капитан и его новый компаньон Боуг пытались скрыть от команды цель посещения Кокоса. Под предлогом охоты они вдвоем сошли на берег и этим вызвали подозрение у команды. Матросы в их отсутствие обыскали каюту капитана, нашли мешок с драгоценными камнями. Произошло объяснение, команда потребовала дележа. Киттинг и Боуг для вида согласились, а ночью покинули судно и спрятались в пещере. Морякам не удалось отыскать их на острове, и они ушли без капитана. Через некоторое время случайный китобоец подобрал на берегу острова измученного человека. Это был капитан Киттинг. Он рассказал, что его команда, подняв мятеж, захватила бриг, а его высадила на берег. О Боуге Киттинг не упоминал. Предполагают, что он убил Боуга в пещере при дележе клада. С китобоями он вернулся в Ньюфаундленд. В остатках одежды он сохранил горсть драгоценных камней. Перед смертью он передал карту Томпсона какому-то приятелю, и тогда она стала всеобщим достоянием. Теперь каждый желающий может купить ее, а заодно еще несколько десятков карт из "Атласа сокровищ", изданного в Нью-Йорке в 1952 году...
По преданию, у небольшого островка Амалия знаменитый пират Эдвард Тич по прозвищу "Черная Борода" ремонтировал свои корабли и зарывал свои сокровища.
Как повествуют хроники, награбленные сокровища Тич уносил в глубь острова вместе с одним из не полюбившихся ему матросов. Тич нес две переметные сумы с драгоценными камнями, а матрос - ящик с золотом и лопату. Капитан выбирал подходящее место и, пока матрос рыл яму, сидел рядом и курил трубку. После того как матрос вылезал из ямы, он стрелял ему в затылок и, опустив сокровища, сталкивал туда и труп матроса. Когда после возвращения его спрашивали, где матрос, то Тич обычно отвечал, что тот либо "завяз в болоте", либо "сорвался в море с утесов". Тич погиб в ноябре 1718 года, и унес с собой в могилу тайну кладов.
После Эдварда Тича остров Амалия стал базой французских пиратов братьев Жана и Пьера Лафиттов. Они занимались "экспроприацией экспроприаторов" - грабили в Карибском море работорговцев. Продав захваченных рабов-негров, они прятали на острове "заработанные" деньги.
Официально известно, что в 1809 году корабль Жана Лафитта был застигнут английским фрегатом у северного берега Мексиканского залива в тот момент, когда пираты собирались выгрузить на берег награбленные сокровища. Понимая безвыходность положения, капитан затопил свой корабль.
Поскольку координаты затопленного корабля были точно известны, в 1949 году американская фирма "Kirger and Been Exploration Company" начала изыскательские работы. Но, несмотря на применение новейшей по тем временам техники, поиск не увенчался успехом, очевидно, корпус корабля глубоко засосало в донный ил.
Помимо Тича и Лафиттов, остров служил пристанищем еще очень многим шайкам пиратов, поэтому современные кладоискатели постоянно навещают остров и, с завидным упорством обреченных, ищут сокровища, применяя металлоискатели и другие приборы.
Однако бывают и удачи: в 1939 году американская экспедиция нашла на острове Мона, расположенном в Карибском море между Гаити и Пуэрто-Рико, клад, спрятанный английским пиратом Вильямом Дженнигсом. От продажи на аукционе в Чикаго найденных золотых монет и драгоценностей было выручено около миллиона долларов. Здесь стоит сказать, что сегодня зачастую стоимость одной монеты гораздо выше номинала. И не потому, что поднялись цены на золото, а потому, что монеты представляет интерес уже как раритет для коллекционеров.
К числу исторических казусов относится гибель в 1600 году испанского галеона
"Сан-Диего". Этот нагруженный богатствами корабль вышел в море по прихоти испанского чиновника лишь для того, чтобы напасть на замеченный близ Манилы потрепанный штормами голландский каперский парусник. Из-за бездарного командования огромное четырнадцатипушечное судно (по тем временам это было весьма солидное вооружение для корабля) было потоплено у входа в манильскую бухту. Несколько лет назад груз с "Сан-Диего" поднял со дна французский археолог-подводник Франк Годдио.
Не только богатства инков и ацтеков, но и тонны других грузов из Юго-Восточной Азии везли в трюмах корабли. Иногда ценность этих грузов на европейских рынках равнялась, а иногда и превосходила золото. В течение двух с половиной веков шли с Филиппин в Европу "манильские галеоны".
Знаменитый испанский "Пиастр". Фото
предоставлено журналом "GEO".
1638 году возле острова Сайпан потерпело крушение судно
"Нуэстра сеньора де ла Консепсьон", перевозившее фарфор, слоновую кость и золото. Спустя 350 лет интернациональная команда кладоискателей достала со дна немалую часть этих сокровищ. Особенно повезло одному австралийцу, нашедшему 32 золотые цепи, каждая по полтора метра длиной.
Сражения за богатства Восточной и Западной Индии разворачивались не только в водах южных морей, но и у берегов самой Испании. Самая знаменитая из таких баталий разгорелась в бухте Вито, куда летом 1702 года пришли из Америки
девятнадцать нагруженных золотом галеонов. Этот караван шел под охраной союзников-французов, которыми командовал адмирал Шато-Рено. Слух о ценном грузе дошел до англо-голландской эскадры, рыскавшей у испанского побережья. Сто кораблей ворвались в бухту. В результате ожесточенной схватки Шато-Рено с несколькими кораблями удалось прорваться в открытое море. Остальные остались лежать на дне.
С тех пор в бухту раз за разом снаряжались экспедиции, однако сокровища, о которых говорится в испанских документах, найти так и не удалось. Остается предположить, что Шато-Рено перегрузил все ценности с галеонов на свои корабли и вывез их во Францию. Ведь произвел же Людовик XIV адмирала в маршалы сразу после того, как тот проиграл сражение в бухте Виго. Интересно, почему? Уж не за спасение ли испанских сокровищ?
В 1999 году скончался Мелвин Фишер - человек, которому принадлежит неофициальный титул "короля кладоискателей". Всемирную известность ему принесла находка, сделанная у южного побережья Флориды. Близ города Ки-Уэст он поднял со дна драгоценный груз испанского галеона
"Аточа", налетевшего на рифы в 1622 году. Это была не просто ценнейшая находка, стоимость которой исчисляется сотнями миллионов долларов, - это было воплощение мечты кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями.
В журнале "охотников за сокровищами" "Treasure Quest" Фишера называют "чемпионом, который выиграл все сражения с властями, чиновниками и прочими врагами кладоискателей". Среди этих "прочих врагов" не последнее место занимают ученые-археологи, стремящиеся воспрепятствовать варварскому разграблению затонувших старинных кораблей. Их тревога вполне обоснованна: кладоискатели зачастую разрушают остов судна при попытке поднять его или попросту взрывают морское дно, чтобы расчистить себе плацдарм для работы. Если поиски золота на дне океанов продолжатся такими же темпами и методами, то под водой скоро не останется ничего ценного для историков, ничего, что могло бы рассказать нам о прошлом мореплавания.
Король
кладоискателей Мелвин Фишер.
И все же есть немало примеров поистине "золотой пропорции" между интересами чистой науки и прибыльным авантюризмом кладоискателей. Один из них - бельгиец
Робер Стенюи, прозванный "подводным Шерлоком Холмсом". Свои поиски Стенюи начинает в исторических архивах, пытаясь выяснить место и причины гибели судна, представить себе историческую картину события. После одного из таких "расследований" бельгийцу удалось обнаружить у западного побережья Ирландии испанское судно
"Хирона", перевозившее 200 тысяч золотых дукатов - казну Великой армады.
Бывают случаи, когда кладоискатели в ходе поисков поневоле меняют свою "профессию". Так, в 1982 году впервые были найдены останки пиратского корабля. Американец Барри Клиффорд нашел
"Уайду", капитаном которой был знаменитый Беллами по прозвищу Черный Сэм. Люди из его команды некогда клялись, что на корабле были тонны слоновой кости и золота. Но ничего похожего Клиффорд не обнаружил. Зато был найден огромный арсенал пиратского оружия, обладающий немалой исторической и коллекционной ценностью. Сейчас, чтобы окупить расходы на экспедицию, Клиффорд организует парк-музей, где поднятые со дна вещи помогут воссоздать атмосферу жизни на пиратском судне.
Продолжая наш исторический экскурс в прошлое Нового Света, мы не можем обойти вниманием тех счастливчиков, кто раз и навсегда поверил в свои силы и, потратив порой, половину своей жизни, становился богатым и знаменитым. В дополнение к этому прилагалась судьба полная до краев волнующими приключениями.
Мы не знаем, что нас ждет в водах Карибского моря. Возможно, мы потеряем на этом пути все. Даже душу, которую поглотит без остатка молох приключений. Но, возможно, мы найдем себя и неожиданно ставшие нашими груды сокровищ. Скорее всего, став богатыми, мы вновь потратим с трудом обретенное состояние на новые поиски, потому что уже никогда не будем представлять свое существование без запаха коралловых пляжей и архивной пыли, без обжигающего, соленого ветра в лицо и блеска золотого тельца. Без всего того, что называется НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ!
О ДРУЖБЕ ПЛОТНИКА И КОРОЛЯ или ЧЕГО МОЖНО ДОБИТЬСЯ, ВЕРЯ В СВОИ СИЛЫ
Несмотря на громкие успехи некоторых счастливчиков, ставших обладателями поистине несметных богатств, поиски кладов - дело тяжелое, опасное и неблагодарное. Каждый год сотни и тысячи мечтающих разбогатеть простаков и авантюристов со всего света натягивают на себя акваланги и, руководствуясь картами, приобретенными порою за большие деньги и составленными, по большей части неизвестно кем и когда, погружаются в воды Мирового океана. Кое-кому удается отыскать в морском песке несколько медных, серебряных и даже золотых монет, однако зачастую удача оказывается не на стороне таких "кладоискателей", потому что, как правило, все приобретенные ими "старинные пиратские карты" не имеют с заявленными на них оригиналами ничего общего. Это говорит о том, что ловкие мошенники от "кладоискательского промысла", хорошо изучив психологию жаждущих поскорей обогатиться обывателей, получает от продажи собственноручно изготовленных с применением самых современных полиграфических средств фальшивок весьма солидные барыши. Бывает, что на их крючок попадаются и опытные кладоискатели, и даже знаменитые ученые-археологи. Не одна отлично подготовленная экспедиция, на организацию которой были затрачены большие средства, заканчивалась неудачей только потому, что в руки ученых попадала приобретенная по случаю липовая карта или сфабрикованный документ.
Однако истории известны счастливые исключения из этого правила. Считается, что первым профессиональным кладоискателем (в современном понимании этого слова) являлся Уильям Фиппс, уроженец североамериканского города Бостон, административного центра британской колонии Массачусетс. "Перевоплощение" Фиппса началось в 1683 году, когда ему исполнилось тридцать лет. Он работал плотником на королевской судостроительной верфи, и был вполне доволен своей судьбой. Фиппс зарабатывал приличные деньги, его ценило и уважало руководство верфи, доверяя самую сложную и ответственную работу, но как-то раз за кружкой пива в припортовой таверне Фиппсу довелось познакомиться с каким-то матросом, этаким морским волком, которых в Бостоне во все времена было пруд пруди. Однако, в отличие от многих других, подобных себе, этот матрос обладал некоей тайной, и эта тайна касалась затонувшего в 1641 году у Багамских островов испанского галеона
"Санто-Доминго", на борту которого в момент крушения находился большой груз золота. Рассказ бывалого моряка, обладавшего к тому же редким даром красноречия, произвел на Фиппса настолько сильное впечатление, что в течение какого-нибудь часа буквально перевернули всю его жизнь. Ни о чем другом, кроме как о сокровищах с "Санто-Доминго", с этой минуты королевский плотник думать больше не мог...
Через несколько недель напряженных раздумий Фиппс отправился в квартал, где проживали матросы и всякие "отставные" пираты, и быстро завел в этой среде нужные знакомства. Прошло совсем немного времени, и Фиппсу удалось получить дополнительные сведения, относительно интересующего его дела, и даже более того - ему посчастливилось купить у одного из новоиспеченных приятелей карту, на которой якобы было обозначено место гибели "Санто-Доминго", и даже кое-какие записки, в которых шла речь о трагической судьбе этого галеона. Однако, к несчастью для Фиппса, он был абсолютно неграмотным, и для того, чтобы самому разобраться с полученными документами, не привлекая излишнего внимания со стороны возможных конкурентов, целеустремленный плотник начинает самостоятельно обучаться грамоте. Образование дается с трудом, но Фиппс не отчаивается, и через год он уже вполне сносно может читать и писать. Попутно, буквально по крупицам, Фиппс собирает все сведения, имеющие хоть какое-нибудь отношение к гибели "Санто-Доминго", для чего ему пришлось объездить немалую часть Новой Англии. И вот, наконец, когда таких сведений собралось достаточное количество, чтобы все сомнения относительно реальности клада отпали, Фиппс начинает готовиться к задуманному им путешествию.
В 1684 году плотник расстается, наконец, со своими сбережениями, купив место на корабле "Канвершир", отправляющемся за океан, в Англию, и вскоре он появляется на улицах Лондона. Пообтесавшись немного среди образованной публики английской
столицы, Фиппс купил шикарный костюм и принялся добиваться аудиенции не у кого-нибудь, а у самого английского короля Карла II. С его проектом это удалось без труда, так как Карл II, озабоченный устранением опустошительных последствий посетивших его королевство незадолго до этого чумы, а также пожара, спалившего Лондон дотла, принимал от своих подданных любые предложения, которые могли бы хоть в какой-то степени пополнить государственную казну. Допущенный к королю экс-плотник проявил всё своё красноречие, пытаясь увлечь своим замечательным проектом короля. И конечно же, это ему удается.
Заинтересованный в быстрой прибыли Карл II как нельзя лучше понял суть дела, и тотчас поручил адмиралтейству снарядить к Багамам экспедицию. Фиппс становится начальником новообразованной экспедиции, и под его командованием оказывается прекрасный корабль - бывший французский фрегат "Алжирская Роза", выделенный из мощной эскадры, которая должна была отправиться на Ямайку в помощь знаменитому королевскому корсару Генри Моргану против испанского
"Золотого флота"...
Считается, что это старинное изображение пирата Моргана, самого знаменитого из всех корсаров Нового Света. Смущает лишь слишком "испанский" вид флибустьера.
Первая экспедиция Фиппса, однако, закончилась неудачей, причем провал был полным. Отыскать затонувший галеон, руководствуясь полученными ранее сведениями, Фиппс не смог, а когда на его корабле закончились запасы еды и участились болезни среди матросов, команда "Алжирской Розы" взбунтовалась, задумав захватить фрегат и отправиться на флибустьерский промысел к берегам Гаити самостоятельно.
Однако и бывший королевский плотник был парень не промах, с помощью нескольких оставшихся ему верных людей он, хоть и с трудом, но все же смог подавить мятеж, продемонстрировав таким образом, что у него имеется не только богатое воображение, но также твердый характер и крепкие кулаки. Высадив зачинщиков бунта на остров Барбуда, расположенный в океане неподалеку от Гаити, Фиппсу ничего больше не оставалось делать, как возвращаться в Англию ни с чем, чтобы попытаться уговорить короля организовать новую экспедицию.
Остров Барбуда. Снято с нашего самолета. На этот
остров, когда-то, Фиппс высадил бунтарей с
"Алжирской Розы". Один из длиной цепи Багамских островов на закате.
Снято с высоты 6,8 км.
Однако за то время, пока "Алжирская Роза" безуспешно обследовала Багамские острова, в Англии произошли большие перемены. Покровитель Фиппса, король Карл II умер, и его место на английском престоле занял Яков II. Новый король не проявил к затее плотника должного внимания и наотрез отказался финансировать дальнейшие поиски "Санто-Доминго", посчитав их несостоятельными. Однако Фиппс не собирался отступать так просто. Сокровища испанского галеона сделались целью всей его жизни, и потому он решает обратиться к частным компаниям, намереваясь заинтересовать их размерами покоящегося на дне моря богатства. В конце концов, ему удается заключить контракт с так называемой "Компанией джентльменов - искателей приключений" - сугубо коммерческой, несмотря на удивительное название, организацией, устраивавшей для богатых лондонцев шумные аттракционы и морские прогулки на отдаленные острова Северного и Норвежского морей. Руководство "Компании джентльменов", внимательно выслушав предложение Фиппса и рассмотрев предоставленные им документы, нашло его настолько привлекательным, что выделило соискателю для организации в Вест-Индию полторы тысячи фунтов стерлингов - сумму по тем времена достаточную, чтобы содержать небольшую эскадру в течении года, а то и двух.
Весной 1686 года Фиппс снова отправляется на Багамы. На этот раз он имеет в своем распоряжении две шхуны - "Мэри Уильямс" и "Куско Генри", а также более надежный экипаж. Прибыв в Нассау, Фиппс нанимает на службу опытного багамского лоцмана Джона Смита, бывшего пирата и каторжника, заслужившего прощение английского короля благодаря спасению фрегата "Мальборо" во время страшного шторма в 1682 году у берегов Новой Англии. Безуспешные поиски места погребения "Санто-Доминго" длились больше года, и на этот раз увенчались успехом.
Через секунду шасси нашего самолета коснутся аэропорта в Нассау.
Испанское золото, ставшим таковым лишь
потому, что на переплавленных бесчисленных
золотых изделиях Майя был выбит
католический крест.
Впрочем, существует легенда, что Фиппсу помог счастливый случай, и это произошло как раз в тот момент, когда он, разочарованный сплошными неудачами, собрал в каюте всех офицеров экспедиции с намерением сообщить им о прекращении поисков. В тот день на море якобы был шторм, корабли сильно раскачивало, и когда Фиппс заканчивал свою речь перед моряками, из-под стола выкатился какой-то камень, подобранный на морском дне одним из ныряльщиков. В раздражении Фиппс стукнул по камню ногой, и тот вдруг раскололся, обнажив взору ошеломленных моряков свое удивительное нутро. Камень на самом деле был не камень, а кусок коралла, заключавший себе шкатулку, доверху наполненную золотыми монетами с "Санто-Доминго".
"...После того, как все присутствующие увидели эти монеты, - записал Джон Смит в своем дневнике, -
было решено немедля после окончания волнения на море обшарить то место, где была найдена шкатулка. К счастью, индеец-ныряльщик хорошо запомнил, где нашел свой "коралл". После нескольких спусков под воду он вынырнул с покрытым коралловыми наростами слитком серебра в руке. Воспрянувший духом Фиппс приказал немедленно соорудить водолазный колокол... Когда колокол был готов, он первым спустился в нем на морское дно. То, что он там увидел, по его словам превзошло даже самые смелые его ожидания! Затонувшее судно было буквально набито драгоценностями! По словам Фиппса, они прямо выпирали из всех щелей...
На следующий день началась напряженная, скорее даже лихорадочная работа. Она продолжалась с раннего утра и до самого позднего вечера ежедневно. Мы спешили. Фиппс боялся, как бы о находке не пронюхали пираты, которыми прямо-таки кишели окрестные воды, и потому постоянно всех торопил. Но мы и без того валились с ног".
Добыча американских кладоискателей с затонувшего парусника "Панама". Это
редчайшая фотография реально добытых сокровищ, тяжестью своей едва
не проломивших палубу. Фото 1858 года.
Финал этой истории можно назвать потрясающим. За три месяца было поднято золота, серебра и ящиков с золотыми и серебряными монетами общим весом 26 тонн! Все это оценивалось в триста тысяч фунтов стерлингов (по нынешнему курсу это составит почти триста миллионов долларов, а учитывая художественную и музейную ценность найденных предметов - то и весь миллиард).
В сентябре 1687 года "Мери Уильямс" с драгоценным грузом вернулась в Лондон. Англичане, потрясенные умопомрачительным успехом удачливых охотников за сокровищами, устроили им шумную встречу. Король, который не так давно и слушать не хотел Фиппса, и которому наряду с "Компанией искателей приключений" доставалась львиная доля сокровищ, на радостях возвел вчерашнего плотника в рыцарское звание и назначил его губернатором Массачусетса, а заодно генерал-губернатором Мэна и Новой Шотландии. Кроме того, Фиппс получил за свои труды вознаграждение в размере 25 тысяч фунтов стерлингов. Поистине королевская щедрость по отношению к хоть необычному, но всё же простолюдину! Правду говорят, что сокровища не признают кастовых различий.
Небывалая удача Фиппса положила начало не прекращающейся и по сей день подводной золотой лихорадке. На поиски затонувших испанских галеонов с золотом и драгоценностями к берегам Америки ринулись сотни и тысячи англичан - любителей легкой наживы. За ними последовали французы, голландцы, итальянцы и просто личности без роду, без племени, жаждущие сказочно, или не очень - но разбогатеть. Начались спешные поиски старых испанских морских карт. Доходило до того, что искатели подводных сокровищ заводили знакомства с самыми настоящими пиратами, которые в те времена прямо-таки наводнили всё Карибское море и Мексиканский залив, предлагая им оружие и снаряжение в обмен на морские карты, на которых с более-менее удовлетворительной точностью были бы обозначены места гибели галеонов испанского
"Золотого флота", перевозившего в Испанию награбленные в американских колониях драгоценности. Однако долгое время о крупных находках не было никаких известий, и только начиная с середины XVIII века в прессе тех лет замелькали имена таких удачливых кладоискателей, как англичанин Джон Летбридж, изобревший знаменитую "ныряльную машину" для подъема сокровищ, а также французы Артур Басс и Роберт Буви... Все эти исследователи, так же как и Фиппс, в своих поисках руководствовались исключительно приобретенными у неизвестных лиц картами. А сегодня даже начинающий охотник за сокровищами понимает, что искать подводные клады вслепую - занятие глубоко безнадежное. Порой ради такой карты иной кладоискатель готов выложить свои последние сбережения. Разве можно скупиться, когда, по словам владельца карты, впереди тебя ждут несметные богатства? Тем более, что карта самая что ни на есть настоящая, составленная давным-давно самим Генри Морганом или даже капитаном Киддом? Словом, ловкие мошенники от картографии, хорошо изучив психологию жаждущих поскорее обогатиться обывателей, получают от продажи своих более чем сомнительных карт солидные барыши.
Обозначение затонувших испанских галеонов у южной
оконечности Флориды.
Ярким примером "картёжной лихорадки" может служить история некоего Маколея Брокса из американского города Джексонвилл во Флориде. Брокс работал простым коммивояжером, и очень часто ему приходилось продавать всевозможные книги и школьные учебники. Как-то раз ему на глаза попался роман некоего Питера Вассермана под названием "Флибустьеры Карибского моря", где рассказывалось о кровавых похождениях не знающих жалости "джентльменах удачи" прошлых веков. Книга была прямо-таки перенасыщена сведениями о зарытых на пустынных берегах либо утонувших в море награбленных сокровищах, и в голову не лишенного воображения коммивояжера неожиданно пришла удачная мысль: а нельзя ли и себе поживиться за счет сомнительных пиратских кладов и затонувших испанских галеонов
"Золотого флота"? Американцы вообще народ предприимчивый, и если вобьют себе что-либо в голову, то никакие финансовые препоны не смогут им помешать добиться заветной цели. Так вышло и с Броксом.
Заняв у родственников жены необходимую для задуманного сумму, Брокс тут же засел за работу. А через некоторое время на прилавках книжных магазинов Флориды, Джорджии и Алабамы появляется большим тиражом добротно сделанная цветная карта с названием:
«Подлинная карта пиратских сокровищ, потерянных или спрятанных на земле и в водах Флориды и прилегающих к ней окрестностях».
Стоила эта карта всего лишь один доллар - сущий пустяк в сравнении с тем, что обещал доверчивому покупателю автор статьи, предваряющей карту. "ВСЕГО ОДИН ДОЛЛАР - и вы станете хозяином несметных сокровищ пирата Уильяма Роджерса, больше известного под кличкой Билл Кривые ноги, или завладеете кладом в виде золотых слитков и испанских дублонов другого не менее известного пирата Джона Рокхома, кончившего свои земные дела на виселице в порту Ройял... И уж наверняка вы отыщете богатейшие клады, зарытые и потерянные Чёрным Цезарем Гаспариллой и другими знаменитыми пиратами, а также более честными людьми, которые оставили в наших краях поистине несметные сокровища, оцененные ныне в 4 000 000 000 долларов!"
Редкая серебряная испанская восьмиреаловая монета 1733 года. Примерная ее стоимость на
аукционе для нумизматов $10.000
Цифра денежного "выигрыша", фигурировавшая в лихо составленном проспекте карты била, что называется, не в бровь, а в глаз. И особенно - кладоискателей-новичков. Продавцы едва успевали отпускать покупателям карты, а в карманы предприимчивого коммивояжера ручьём потекли доллары.
Серебряные монеты с острова Гранд-Турк. Когда-то затонувший в его водах безвестный галеон еще ждет своих первооткрывателей.
Вот так, даже не замочив ног, Брокс нашел клад, который разве что во сне мог присниться множеству кладоискателей, которые не по одному месяцу, а многие годы тщетно шныряют по морскому дну или роют землю на отдаленных островах. Тираж чудо-карты составил более трех миллионов экземпляров, и потому можно весьма спокойно предположить, что смена профессии пошла экс-коммивояжеру только на пользу... Однако Брокса мошенником считать никак нельзя, потому что его липовая карта вовсе не какая-нибудь банальная фальшивка, рожденная буйной фантазией своего составителя. Все сведения для своего бессмертного произведения Брокс подчерпнул из исторических хроник и книг, и придраться тут особенно не к чему. Но и пытаться найти хоть какой-нибудь клад, пользуясь этой картой, дело тоже безнадежное. Представьте себе карту полуострова Флорида размером с газетный лист, а на этой карте - крестик, обозначающий место погребенного под землей или под водой клада. Это только на первый взгляд (да и то непосвященному) может показаться, что крестик очень маленький, с необыкновенной и даже ювелирной точностью указывающий место, где охотника за кладами ждут - не дождутся -
потрясающие сокровища. На самом же деле это далеко не так: занимаемая этим крестиком площадь равна иногда нескольким квадратным милям площади на море или на суше. Вот и попробуй отыскать этот клад с помощью такой карты!
Однако вскоре у Брокса появился серьёзный конкурент. Этот конкурент развернул производство подобного рода карт с истинно американским размахом, и в очень короткий срок оставил своего предшественника далеко позади себя. Этим человеком был некий Кирилл Гудолл.
В 1991 году этот мало кому известный кинорежиссер из Голливуда, подробно изучив удачный проект Маколея Брокса, основал в Нью-Йорке так называемую "Поисковую Ассоциацию", и в том же году ускоренным темпом издал внушительный труд под весьма интригующим воображение не только обывателя названием
"АТЛАС СОКРОВИЩ", который состоял из 237 карт и охватывал, в отличие от жалкого произведения Брокса, весь земной шар. "Атлас" начинался прямым обращением самого Гудолла ко всем будущим счастливым обладателям несметных сокровищ, которые пока еще хранятся на дне морском:
"Вы тоже мечтаете найти клад?
Пожалуйста!
Но прежде всего вы должны иметь КАРТЫ.
САМЫЕ ЛУЧШИЕ В МИРЕ КАРТЫ СОКРОВИЩ!
Купите "Атлас Сокровищ", и вы тотчас станете хозяевами информации о местонахождении 5674 затонувших кораблей с кладами.
Любой из них может быть ВАШ!
Возможно, одна из карт окажется для вас счастливой.
Только всего 15 долларов - рискните!"
Далее, чтобы рассеять всякие сомнения будущих кладоискателей в достоверности приведенных в атласе сведений, Гудолл продолжает: "В моем распоряжении были записи, хранящиеся в Библиотеке Конгресса США, в Национальном архиве, в Управлении береговой охраны США, в Бюро погоды Канадского департамента торговли и транспорта, а также соответствующих служб многих и многих других стран..."
К этому всему только остается добавить, что на сбор материала для своего "Атласа Сокровищ" Гудолл потратил более десяти лет, о чем он также не преминул поведать покупателям в предваряющем труд сочинении. Гудолл вовсе не дурачит новоявленных кладоискателей псевдоромантическими атрибутами - на его картах начисто отсутствуют витиеватые картинки, изображающие всякого рода розы ветров, черепа со скрещенными костями и абордажными саблями, старинные галеоны и бриги, устрашающие своим безобразием морские чудища... "Атлас" состоит из самых что ни на есть современных планов, да еще снабженных грифом, указывающим, что они составлены не какой-то там "шарашкиной конторой", а самым что ни на есть авторитетным Гидрографическим управлением военно-морского флота США...
Всё это, вместе взятое: лихо сочиненное предисловие, сулящее заманчивые перспективы, отсутствие всякой рисованной мишуры, простые, современные карты - это было рассчитано на то, чтобы вызвать доверие и у более разборчивого покупателя. А этот прием удался Гудоллу как нельзя лучше - "Атлас Сокровищ" сразу же привлек внимание как жаждущего разбогатеть любыми средствами, но крайне подозрительного к любому мошенничеству обывателя, так и мечтающего о незабываемых приключениях наивного романтика. Поэтому неудивительно, что едва появившись на прилавках магазинов, "Атлас" тут же стал библиографической (или картографической?) редкостью.
Но не прошло и года, как в свет вышло второе издание "Атласа Сокровищ" Гудолла. На этот раз количество заветных кружочков и крестиков, обозначающих места гибели кораблей, которые перевозили золото и бриллианты, было увеличено до 7500. И это издание тоже ненадолго залежалось на книжных прилавках. В 1994 году, невзирая на увеличившуюся до тридцати пяти долларов стоимость фолианта, его пришлось переиздать снова.
Под водой лежат не только затонувшие суда. Частенько можно встретить и обросшие кораллами
фюзеляжи самолетов. Американский В-24, найденный нами в 1999 году на Сулавеси (Индонезия).
И вот за то самое время, пока атлас год за годом переиздавался, приводя в трепет желающую разбогатеть публику, почти не появилось сообщений о том, что какой-то счастливчик с помощью этого пухлого исследования сумел найти хоть несколько завалящих монет (кроме одного-единственного случая, речь о котором впереди). Причина все та же, что и в случае с картой Маколея Брокса - слишком уж приблизительно обозначены на схемах Гудолла местонахождения кладов. Да и координаты их приводятся лишь с точностью до минут. Секунды отсутствуют. Их место на картах занимают нули. А ведь площадь такого "одноминутного" морского квадрата это не что иное, как квадратная миля, то есть участок размером 1.85х1.85 километра. И не просто участок, а участок МОРСКОГО ДНА. Вот попробуй-ка и сыщи на такой площади клад. Тем более что этот клад погребен порой под многометровым слоем воды и песка или кораллов, а что еще хуже (и значительно чаще) - всепоглощающего морского ила. Работы в таких условиях не под силу даже солидной, хорошо оснащенной поисковой экспедиции. О кладоискателях-новичках, на которых прежде всего рассчитан атлас, и говорить не приходится...
Таким образом можно с полной уверенностью говорить о том, что "Атлас сокровищ" Кирилла Гудолла - такая же самая липа, как и продукция многих известных и безвестных мошенников рангом поменьше, специализирующихся на изготовлении "пиратских карт". Разница лишь в том, что карты Гудолла - это липа высшего класса.
Хорошо налаженный издательский бизнес в Америке уже готовит подрастающее поколение кладоискателей. Впрочем, самого Гудолла такие мелочи смущают менее всего. Единственно, что его по-настоящему волнует и интересует, так это прибыль, ради которого этот "Атлас" и создавался. Чтобы увеличить прибыль, предприимчивый "картограф" принялся за расширение и модернизацию своего основного детища - "Поисковой Ассоциации", идея создания которого родилась в голове Гудолла в тот самый момент, когда "Атлас" стал приносить дивиденды. Очень скоро эта организация превратилась в мощное предприятие, располагающее на данный момент десятками больших и малых кораблей, приспособленных для поисковых и подъёмных работ, подводными роботами и множеством самых разнообразных электронных приборов, облегчающих поиск клада. Все это любой кладоискатель может взять у "Ассоциации" напрокат, при условии, разумеется, если у этого кладоискателя водятся деньги. Инструкторы организации Гудолла за несколько дней берутся обучить обращению с аквалангом и умению нырять за золотом. Многочисленные эксперты дают инструкции как разбить кладоискательский лагерь в джунглях или на прибрежных скалах, а за несколько долларов расшифровывают "пиратские грамоты"...
Однако, некоторое время назад, Гудоллу немного не повезло. Репутации его фирмы был нанесен болезненный удар, но прожженный делец сделал все, чтобы, как говорится, "локализовать пожар", и потому пресса не особенно уделила внимания тому событию, которое произошло 3 мая 1998 года. В тот день французский ученый Поль Вишбон, совершавший одиночное плавание через Атлантику на своей яхте "Каролина", выловил в море обросший водорослями медный бочонок, в котором при исследовании его внутренностей обнаружилось письмо, датированное 1692 годом. В пропитанном смолой коконе, извлеченном из бочонка, находился истлевший лист бумаги - послание моряков испанского галеона
"Канстелос", который потерпел крушение у берегов острова Басада (из группы Азорских). До сих пор считалось, что "Констелос" погиб совсем в другом месте - где-то в Мексиканском заливе, и в "Атласе Сокровищ" Гудолла его местоположение зафиксировано на шельфе острова Гриангуло-Оэсте, принадлежащем ныне Мексике. В трюмах галеона, согласно хроникам, сохранившимся в архивах Национальной библиотеки Панамы, на момент выхода корабля из порта Веракрус находилось около тридцати тонн золота и множество сундуков с другими драгоценностями. Понятно, что установление точных координат места гибели испанского галеона неблагоприятно сказалось на распространении "Атласа Сокровищ", и хотя Гудолл поспешил заявить, что найденный в океане бочонок - всего лишь искусно выполненная беспринципными конкурентами подделка, это ему в общем-то не помогло. Не прошло и месяца с момента находки, как на остров Басада ринулось целое сонмище любителей легкой наживы, вооруженных самым современным поисковым снаряжением.
Басада - маленький каменистый клочок суши, один из крайних в Азорской гряде, и очень долгое время он был необитаем. Только к началу нашего столетия он стал более-менее регулярно посещаться рыбаками с соседних островов, и в 1903 году на его негостеприимных берегах возникло первое рыбацкое поселение Нову-Транкоза - в наше время число постоянных его обитателей едва перевалило за пять сотен человек. Новоявленные кладоискатели обшарили почти весь остров и дно моря вокруг него, но все было бестолку, пока за дело не взялся Билл Хопкинс, археолог из Манчестерского университета в Великобритании, соратник знаменитого исследователя бельгийца Робера Стеньюи. Хопкинс - опытный специалист, его "перу" принадлежат многие поразительные открытия, и потому в успехе ни он, ни множество его последователей нисколько не сомневались. Археолог произвел все необходимые расчеты и начал поиски с детального опроса местного населения.
В результате этого опроса Хопкинс узнал, что первые поселенцы, "кинувшие якорь" на Басаде, в свое время обнаружили на северном берегу острова останки каких-то древних мореплавателей, судя по сохранившимся остаткам истлевшей одежды это были испанцы. Португальцы предали выбеленные временем кости земле в том месте, где позже было образовано кладбище. Местное кладбище располагается прямо за околицей Нову-Транкозы, и Хопкинс понял, что галеон следует искать где-то неподалеку. Попутно он изучил геологию Басада, и выяснил, что современный поселок вырос на берегу бухты, рожденной массивным оползнем, произошедшим не более двух столетий назад в результате натиска штормовых волн. Сопоставив полученные данные, ученый пришел к выводу, что остатки галеона покоятся не в море, а... на суше!
Открытие не заставило себя долго ждать - пропавший галеон обнаружился как раз на месте дамбы, созданной природой, а затем укрепленной человеком, для которой и послужил своеобразным основанием еще с тех времен, как на острове появились первые поселенцы. Дамбу, конечно, пришлось разрушить, но это было сущим пустяком в сравнении с тем, ЧТО Хопкинс обнаружил в трюме галеона. Старинные испанские хроники врали - "Канстелос" перевозил не тридцать тонн золота, а все сто. К тому же из внутренностей корабля кроме золота были извлечены несколько тонн отборнейших изумрудов и бесчисленное количество сундуков, набитых редкими монетами и мешочками с прекраснейшим жемчугом, среди которого обнаружилось немалое количество ценнейшего чёрного... Все это богатство было оценено ровно в миллиард долларов, и во мгновение ока Билл Хопкинс стал одним из самых признанных авторитетов кладоискательской науки.
Справедливости ради нужно отметить, что "Атлас Сокровищ" Гудолла приносил его почитателям не одни только разочарования. Известен случай, когда некий Перри Гриффитс, бухгалтер из калифорнийского Окленда, купив творение "крёстного отца кладоискателей" и самым тщательным образом изучив его, отправился во Флориду с твердым намерением добыть сокровища еще одного "золотого галеона"
"Эль-Косумель", потерпевшего крушение в 1672 году в бухте Сан-Карлос. Жители городка Форт-Майерс, расположенного неподалеку от этой бухты, прекрасно знали о том, что на борту "Эль-Косумель" находилось много золота и прочих драгоценностей, но всерьёз за его поиски никто никогда не брался, потому что считалось, что галеон затонул совсем в другом месте. Были, правда, попытки отыскать останки этого корабля в бухте Сан-Карлос, однако они успехом не увенчались, потому что велись ныряльщиками-любителями и на скорую руку, и кое-кто из государственных чиновников полагал, что такого галеона на самом деле никогда не существовало.
Лишь пушки в старых фортах напоминают теперь о владычестве испанцев на этой земле.
Организованная Гриффитсом компания получила название "Пирл-Блаунт". Здесь надо заметить, что неверие флоридских властей в успех задуманного кладоискателем дела сыграло Гриффитсу только на руку: ему без особого труда удалось заполучить документ, согласно которому все предметы, поднятые со дна моря водолазами компании, становились его личной собственностью.
Поиски начались в 1996 году. В течение целых трех месяцев аквалангисты Гриффитса - а он нанял их целых два десятка - метр за метром обследовали около пяти тысяч миль морского дна. Через каждые триста метров на акватории поисков были поставлены на якорях специальные навигационные буи, которые посылали радиосигналы, и ориентируясь по этим радиосигналам, аквалангисты могли с большой точностью определять под водой место, где они находятся. Сначала было найдено несколько небольших слитков серебра, да еще с десяток золотых мнет, разбросанных по выступам подводных скал, и это окончательно убедило Гриффитса в том, что он на верном пути. Было ясно, что "Эль-Косумель", вопреки распространенному мнению, находится именно в этой бухте, и хотя он скрыт под толстым слоем песка, с которым под водой бороться не так-то просто, но сам факт его присутствия придавал исследователю необходимую уверенность в победе.
Работать на заиленном дне без подводного металлодетектора
просто невозможно. Однако поиски галеона затянулись, и не помогали даже приборы, способные обнаруживать металл, но все круто изменилось в один прекрасный день, когда помощник кладоискателя, инженер Клоудесли Баос, изобрел приспособление, названное им "бешеный подводный вентилятор". Приспособление оказалось настолько же простым, насколько и эффективным. Выглядело оно так: на винты одного из катеров крепилась насадка в виде изогнутой к низу трубы большого диаметра, которая нижним своим концом достигала дна моря. Когда винты вращались, то вода, которую они гнали по трубам, в считанные минуты смывала со дна тонны и десятки тонн песка, выполняя таким образом работу, на которую раньше уходили недели и месяцы!
И вот, наконец, 25 сентября 1996 года стрелка магнитометра, опущенного в воду, указала, что под одним из песчаных холмов на глубине двадцати метров находится очень много металла, скорее всего, судя по характеру импульсов прибора - мягкое золото или серебро. Тотчас в ход было пущено изобретение инженера Баоса, и когда поднятая "бешеным подводным вентилятором" песчаная муть осела, под воду спустились опытные ныряльщики. После недолгого обследования изменившегося дна один из ныряльщиков увидел в отдалении какой-то тускло мерцавший в свете
подводного фонаря предмет, и этим предметом, к немалому изумлению исследователей, оказалась тяжелая и длинная (59 метров) цепь. После этой находки драгоценности посыпались, что называется, сплошным потоком. За сравнительно короткое время на поверхность было поднято более девятисот тысяч самых различных предметов: 450 слитков золота, 1598 серебряных слитков, более полумиллиона золотых монет и около 90 тысяч изумрудов и алмазов, а также большое количество ювелирных изделий, имеющих очень большую художественную ценность. Кроме того, аквалангистами на морском дне было найдено пятьдесят бронзовых пушек - одну из них Гриффитс торжественно подарил нынешнему королю Испании Хуану Карлосу I. Затем среди чисто археологических находок большой научной ценности можно выделить поднятый со дна моря сундук с великолепно сохранившимися навигационными приборами (астролябия, компас, квадрант и прочее), принадлежавший некогда, по всей видимости, штурману корабля. Помимо прочего на отдельную баржу было перегружено очень много всяческого оружия и прочего ценного в историческом отношении морского снаряжения.
Приобретя "Атлас Сокровищ" Гудолла, Перри Гриффитс, таким образом, стал очень богатым человеком, а власти штата Флорида очень и очень пожалели о том, что так опрометчиво выдали этому человеку документ на монопольное владение всеми найденными им на морском дне сокровищами. Ведь только золота и серебра Гриффитсом было поднято на сумму немногим менее 400 миллионов долларов, и это не считая стоимости груды бриллиантов и прочего "барахла", отправленного Гриффитсом в музеи и на аукционы. К слову сказать, что сразу же после опубликования результатов экспедиции Гриффитса, Кирилл Гудолл провел весьма шумную рекламную компанию, которая увеличила тираж его вновь переиздававшегося в тот момент детища в несколько раз...
Однако злые языки утверждают, что успех Гриффитса связывать именно с "Атласом Сокровищ" нельзя никоим образом, потому как исследователь в первую очередь руководствовался не творением американского "картографа", а хорошо оплаченными услугами испанского историка Энрико Гортаса, которому в архиве Кадикса удалось обнаружить сильно подпорченные временем и сыростью записки некоего Нуньеса Мелиги, бывшего штурмана галеона "Эль-Косумель, и вот в этих-то записках и указывались точные координаты и обстоятельства крушения корабля. Так что ценность "Атласа Сокровищ" и до сих пор весьма сомнительна, а учитывая фиаско Гудолла с "Канстелосом", об этом можно говорить наверняка...
Чтобы поднять на
поверхность такую ношу, потребуется усилие
четырех атлетов.
Сейчас в мире существует несколько вполне респектабельных аукционов, занимающихся перепродажей старых пиратских, испанских и прочих карт, заверенных самыми компетентными специалистами и историками, гарантирующими их полную подлинность. Эти карты, как правило, стоят очень больших денег, и их приобретение под силу только очень состоятельным людям. Но товар этот, невзирая ни на что, пользуется вполне устойчивым спросом. Ведь не только жажда обогащения заставляет
людей становиться кладоискателями - клады ищут не бедняки и "оборванцы", надеющиеся в случае удачи поправить свои дела, и не только молодые бездельники, мечтающие разбогатеть, затратив на это минимум усилий. Очень часто приобретают карты и ищут по ним клады люди обеспеченные, совершенно не нуждающиеся в деньгах. Это далеко не безопасное занятие и привлекает их именно потому, что оно небезопасное, что ему присущи риск и романтика, что оно связано с приключениями, на каждом шагу поджидающими охотника за подводными и прочими сокровищами. Тут во многом "заслуга" таких замечательных писателей-романтиков, как Роберт Стивенсон, Фенимор Купер, Рафаэль Сабатини и других мастеров авантюрно-приключенческого жанра, чьи увлекательные произведения о пиратах, кладах и кладоискателях не могут оставить равнодушными самого, казалось бы, уравновешенного и благоразумного человека, зажигая в нем неугасимую жажду ПОИСКОВ и ПРИКЛЮЧЕНИЙ.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЕЩЕ НЕНАПИСАННОЙ ГЛАВЕ
Галеоны «Золотого Флота» были самыми дорогими судами, когда-либо бороздившие моря и океаны за всю историю человечества.
Воды вокруг Флориды и островов Вест-Индии буквально набиты золотом. Несколько сотен лет здесь тонули корабли, каждый из которых вез сокровища, и на каждом из них было золото! Некоторые галеоны имели на борту по 100 и более тонн драгоценного металла. Найти здесь одиночную золотую монету можно даже на городском пляже в центре Майами. Задача заключается в том, чтобы таких монет найти много… Очень много… Сотни тысяч… Насколько это осуществимо сегодня, в наш век электроники и "умных" приборов?
В начале нового века многие рецепты по поиску сокровищ кажутся наивными и смешными. Однако и сегодня выходит масса "пособий", трата денег на которые, не приводит ни к чему, кроме обогащения их написавших и издавших людей. Огромная масса "научно-практических" руководств лишь переписывает старые, полувековой давности издания и пересказывает замшелые легенды. Все "секреты" сводятся к трем незамысловатым советам: надо знать, что искать; где вести поиск; и делать это с помощью современных технических средств. Несоблюдение любого из этих трех обязательных условий, наверняка, повлечет за собой неудачу и зряшную трату средств. К сожалению, даже если выдерживать этот упрощенный алгоритм поисков, то и он не всегда приводит к успеху. Ведь всегда в дело поиска клада вмешивается Его Величество Случай. Примеров тому несть числа.
Итак, стоит ли вообще заниматься поисками кладов? По оценке экспертов ЮНЕСКО, трехсотая часть богатств, находившихся в личном пользовании человечества за всю его историю, спрятана в кладах. По сведениям морской археологической организации "Просубак", в настоящее время на дне морей и океанов
покоится около 250 тысяч кораблей, затонувших только за последние четыреста лет. В их трюмах находятся огромные богатства на общую сумму более
шестисот миллиардов долларов!
Подсчитано, что за период с 1492 года до начала XVII века из Латинской Америки в Европу было отправлено морским путем более тысячи тонн желтого металла. Из них, по меньшей мере, треть была потеряна из-за кораблекрушений и нападений пиратов. В свою очередь и пиратские корабли нередко шли ко дну. Причем и те, и другие тонули в основном в Карибском море, в частности, в районе отмели к северу от Доминиканской Республики, которая даже получила название Серебряной банки.
Огромный риск, опасные приключения, с которыми сталкивались охотники за затонувшими сокровищами, долгие десятилетия окружали это занятие ореолом романтики и таинственности. Успех всецело зависел от профессионализма водолазов, а сама экспедиция требовала больших средств. Поэтому подводное кладоискательство долгое время было уделом одиночек.
С появлением акваланга и различных вспомогательных средств для длительного пребывания под водой, прибрежные воды заполнились легководолазами, а успех в производстве малогабаритных металлоискателей, дал им в руки инструмент, с помощью которого можно было уверенно находить на дне металлические предметы.
Однако прошло еще несколько десятков лет, и дело обернулось совершенно другой стороной. Кладоискательство перестает быть уделом романтических или алчных одиночек. Современные приборы различных типов не только уверенно обнаруживают магнитные и маломагнитные предметы: золото, серебро и бронзу в грунте на глубине десятков метров, но и позволяют определить, из какого металла найденный объект. Мы находимся на заре становления мощных корпораций, которые с помощью современных методов поиска, идентификации и добычи ставят кладоискательство на промышленную основу. Особенно это касается сокровищ, затонувших в море. Ничто и никто не тревожил их сотни лет.
Мы приглашаем инвесторов в новую компанию по поиску галеонов "Золотого Флота", затонувших вместе со своим драгоценным грузом в водах Карибского моря. Мы располагаем точным местонахождением нескольких таких кораблей и в ближайшие годы намерены извлечь находящиеся в них ценности на поверхность.
http://www.ipvnews.com/rus/index.html/
|