Кто хозяин кладбища затонувших кораблей?
В акватории водных объектов Астраханской области скопилось более 700 затопленных судов. Основанная часть из них не имеет собственника - многие из них хранятся в речных водах еще со времен
гражданской войны. И потому извлекать такие суда некому. Но и не извлекать, как выяснилось, нельзя. Плавсредства загрязняют воды и мешают прохождению судов.
Стоит отметить, что вопросы очищения водных объектов от затонувших кораблей волнуют не только астраханцев. Большинство регионов, расположенных на берегах рек, столкнулись с этой проблемой после распада СССР. В советские времена работало 20 пароходств, которые решали все эти проблемы. Средства на ликвидацию последствий хоздеятельности человека на реках страны выделялись целенаправленно.
Сегодня в России четкой системы работы в этом направлении нет. И каждый регион выбирает свой путь. В Астраханской области для решения проблемы сначала пытались организовать предприятие, но на формирование уставного капитала не хватило средств. Компания "умерла", не успев создаться. Затем областные власти предприняли попытку принять закон "Об утилизации бесхозных плавучих средств на территории Волго - Ахтубинской поймы". Но документ был отклонен уже в первом чтении, так как противоречил действующему федеральному законодательству. Наконец, в мае 2004 года при помощи Ассоциации "Большая Волга", куда входит и наш регион, появился шанс хотя бы частично решить проблему. Но для этого нужно было иметь экологический фонд, а его у нас не было, и воспользоваться предложением АБВ мы не смогли.
Очередная попытка разрешить ситуацию состоялась вчера на заседании круглого стола в ГосДуме области. Здесь депутаты пытались разобраться, а кто вообще должен отвечать за затонувшие суда. Астраханский межрайонный природоохранный прокурор Валерий Кузьменко заявил, что по Гражданскому кодексу забота о бесхозяйственных судах ложится на плечи органов местного самоуправления. Но у муниципалитетов нет на это денег. Подъем только одного судна обойдется в среднем в 500 тысяч рублей. На эти средства небольшое село может позволить себе проложить улицу или участок водопровода. Не лучше обстоят дела и с теми плавсредствами, у которых есть собственник. Как показала практика работы Росприроднадзора, многие судовладельцы всячески пытаются "откреститься" от собственного хлама. Не редки случаи, когда уже затонувшее судно несколько раз меняет хозяина.
Но, как выяснилось, выход из затруднительного положения все-таки есть. В частности, участники круглого стола единодушно сошлись во мнении, что региону необходима областная целевая программа. Но вот кто ее будет финансировать? Областной министр транспорта Сергей Терсков заявил, что в полномочия региональных властей это не входит. Получается, что одна надежда на федеральный бюджет. Ну и на "Большую Волгу", если экологический фонд мы все же создадим.
Наталья Тюкаева, 2 Марта 2005
|