На съемках детективного сериала со дна Балтики были извлечены уникальные корабли
В Петербурге в Финском заливе начались съемки 17-серийного документально-детективного фильма "Тайны затонувших кораблей", посвященного "белым пятнам" российской истории. Во время подводных съемок ученым удалось раскрыть преступление почти трехвековой давности и обнаружить несколько сенсационных находок Петровской эпохи. Все они лягут в основу первого в России Музея подводной археологии, который будет создан в северной столице.
Осенью 1724 года из Санкт-Петербургского порта вышел корабль и... пропал. А вместе с ним и груз. Что везло то судно - доподлинно неизвестно, но судьба корабля и его груза так беспокоили Петра I, что он поручил следствие Тайной канцелярии. Однако в то время дело до конца не довели. Почти через 300 лет питерские ученые обнаружили злополучный корабль
"Архангел Рафаил" на дне Финского залива и установили, что на нем голландские купцы перевозили контрабанду. Вести подводные съемки пришлось в ледяной воде: подводные операторы ныряли через полынью, пробитую в 70-сантиметровом льду залива.
- В это время на Балтике самые лучшие условия для съемок, - объясняет подводный оператор Роман Прохоров.
Еще находка - фрегат "Олег", погибший во время Выборгского сражения в 1790 году. В той русско-шведской битве приняли участие сотни судов и тысячи людей. Таких кораблей, как "Олег", в мире нет!
- Он затонул практически в полной сохранности, - утверждает научный руководитель проекта историк Андрей Лукошков.
- Там в офицерской каюте стоит пианино с поднятой крышкой - как будто на нем только что играли. В буфетах - посуда, - делится впечатлениями технодрайвер (подводный оператор) Игорь Галайда. Благодаря этой находке впервые стала возможна полная реконструкция легендарного Выборгского сражения.
Яхта шведского короля Густава III "Аврора" - еще одна сенсация Балтики. Утварь и большинство предметов на ней отлично сохранились. А другая находка - и вовсе загадочная: семь правильных кругов, выложенных из камней на небольшой глубине 7-8 метров.
- Тысячелетия назад на этом месте была суша. Возможно, это древние капища? - предполагает Андрей Лукошков. - Это особенность Балтики: в ее практически пресных и холодных водах объекты очень хорошо сохраняются...
Эту и другие загадки ученым еще предстоит разгадать. Всего экспедиции удалось обнаружить 23 корабля. Для восьми из них уже готовы документы для регистрации в качестве памятников истории и культуры России.
- В нашей стране не существовало памятников подводной археологии. Мы начали ставить их на государственный учет только в 90-х годах, - рассказал "Известиям" эксперт по подводной археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук Петр Сорокин. По его словам, в настоящий момент в России таких зарегистрированных и охраняемых государством подводных памятников всего пять. Все - в Балтийском море. Для сравнения: в Швеции их более 10 тысяч! Практически во всех европейских странах приняты специальные законы по сохранению подводного археологического наследия, основанные на конвенции ЮНЕСКО. В Норвегии, например, аквалангист, обнаруживший подводную находку, обязан в течение нескольких часов по возвращении на сушу заявить об этом в ближайший полицейский участок. Россия к конвенции ЮНЕСКО пока не присоединилась.
По оценке эксперта Сорокина, в наших водах лежат десятки тысяч незарегистрированных и никем не охраняемых памятников подводной археологии. Все поднятые со дна моря предметы участники экспедиции передают в Институт истории материальной культуры РАН. Эти экспонаты станут основой первого в России Музея подводной археологии, который, по словам Петра Сорокина, будет создан в Петербурге.
- Мы хотим вернуть России ее историю. Многие ее страницы не просто забыты - они никому не известны, - говорит руководитель проекта Андрей Лукошков.
Три первые серии картины "Тайны затонувших кораблей" уже смонтированы. По словам исполнительного продюсера, режиссера фильма Ильи Кочорова, уже в ближайшее время их можно будет увидеть на одном из центральных телеканалов.
Елена РОТКЕВИЧ, Санкт-Петербург
|