Судакская бухта находится в юго-восточном направлении крымского полуострова и относится к слабо исследованным районам. Представляя собой протяженную водную акваторию шириной порядка 15 км., ограниченную с востока величественным мысом Меганом и на Западе мысом Ай-Фока. В центре бухты, на ее побережье раскинулся город Судак. Величественный город, некогда служивший перевалочным путем на Великом Шелковом пути. Город, где заканчивался сухопутный путь караванов с Востока и происходила погрузка на корабли, следовавшие дальше в Средиземноморье. О богатой вековой истории говорят, живописно растянувшиеся над морем стены Генуэзской крепости, построенной на фундаменте крепостных сооружений более ранних эпох. В разные периоды здесь жили тавры и греки, византийцы и хазары, печенеги, половцы, венецианцы, турки-сельджуки, монголо-татары и генуэзцы, что говорит о довольно бурном прошлом здешних мест.
Параллельно с развитием ранних поселений развивалась возможность общения жителей с другими колониями. Морское сообщение было самым перспективным. Один день морем, заменял несколько дней сухопутным путем по горной и тяжело проходимой местности. Как правило, морские путешествия совершались вдоль береговой линии на незначительном удалении от нее, и только в светлое время суток, с заходом на ночь в ближайшую, удобную бухту, защищающую от ветра и волнующегося моря. Такие бухты, также служили отличным прикрытием для пиратов, нападавших на проходящие мимо торговые суда. По этому поводу в народе так и окрестили расположенную неподалеку от Нового Света, Синию бухту - Разбойничьей. Бухта, расположенная сразу за мысом Пещерным уходящим в море на несколько сотен метров, закрывала спрятавшихся разбойников от "вперед смотрящих" следующего мимо корабля и подымающего волну Юго-Западного ветра.
По одной из легенд награбленные товары, разбойники прятали в природной пещере расположенной в одной из находящихся неподалеку скал, попасть в которую, можно только поднырнув под нее. Поднырнув под скалу, на метровой глубине попадаешь в подводный четырехметровый туннель, который приводит в пещеру, наполненную воздухом. Избавившись от подводного снаряжения и следуя дальше по природной галерее, перед глазами открывается небольшое пресноводное озеро. Удивительное, уникальное место, спрятавшееся от внешнего мира на века.
Для контроля за населявшими окрестности таврами и обеспечения безопасности каботажного плавания по маршруту Боспор - Херсонес на западных отрогах горы Караул -Оба, находящейся за уже известным нам мысом Пещерный, в 1 веке до н.э. была построена боспорская крепость. Стоящая на высоком береговом обрыве, крепость была хорошо видна с проходящих мимо судов и являлась прекрасным ориентиром.
Построили крепость с целью борьбы с морским пиратством окрестных варваров. Здесь находился военный гарнизон численностью до ста человек. Служили в крепости, боспорские наемники, которые нанимались из варварского населения Феодосии или варваров не крымского происхождения. Из Феодосии, морем, в крепость поступало необходимое обеспечение.
Многие исследователи склоняются к версии, что как раз в этом месте мог находиться античный порт Афенион. Флавий Арриан, правитель римской провинции Коппадокии, совершивший в 134 г. н.э. плавание вдоль берегов Черного моря, указывает покинутый порт скифо-тавров между Феодосией и Лампадой (Совр. Малый Маяк близ Алушты). Он пишет: "Отсюда 200 стадиев до покинутого порта скифо-тавров". Многочисленные подводные находки найденные в этом месте, только способствуют этой версии.
К сожалению, в Судакской бухте не проводились гидролокационные исследования дна, ни специальные поисковые работы. Самые интересные места отмечены оборванными тралами рыболовецких судов, часто посещающих акваторию.
Первые, официально задокументированные сведения о кораблекрушениях в бухте встречаются в XV веке. Так в октябре 1431 года, консул Солдайи (Генуэзское название Судака), Колардо ди Палаваниа, докладывал консулу Каффы Франческо Ломеллини , что вблизи Солдайи, у мыса Меганом, потерпели крушение две венецианские галеи. Специально созванный в Кафе совет постановил отправить в Солдайю опытных людей, чтобы собрать имущество с галей. Однако, когда посланники прибыли на место, по поручению Колардо, все, что спасли после кораблекрушения, было уже собрано. Новый консул Солдайи, Антонио ди Монтальдо, оценил имущество в 900 каффинских серебряных соммов и отправил его в Каффу.
Так в конце девяностых годов прошлого столетия, дайверами-любителями, вблизи мыса, был найден огромный свинцовый якорь, высотой до четырех метров, до сих пор покоящийся на 15 метровой глубине. Также во время любительских погружений на глубине 40 м, обнаружены останки кораблекрушения в виде большого скопления амфораподобных сосудов и зерновых пифосов. По некоторым данным, в конце 80-х годов, у мыса работала поисково-археологическая экспедиция, исследовавшая останки галеи, затонувшей в средние века на небольшой глубине. В археологическом справочнике о находках сделанных в Черноморском бассейне известного археолога-исследователя Зеленко, встречаются записи, свидетельствующие о кораблекрушении древних судов в районе мыса Меганом.
Самые известные и относительно доступные следы средневекового кораблекрушения находятся в западной части Ново-Светской бухты - Зеленой. На десятиметровой глубине, довольно обширном участке, покоятся останки кораблекрушения средневековой галеи. По одной из версий, генуэзское торговое судно подверглось нападению со стороны венецианского военного корабля в открытом море. Поврежденное и объятое огнем судно в поисках спасения укрылось в Зеленой бухте, где в последствии и затонуло. По другой версии, галея затонула во время ночного пожара. Во всяком случае, от судна только сохранились остатки груза в виде фрагментов амфороподобных сосудов, покрывающих большой участок дна. В этом месте проводились десятилетние археологические экспедиции.
В течении последующих пяти столетий, вплоть до 20 века, больше не встречаются документальные свидетельства о гибели судов в акватории бухты. Хотя редкие находки сделанные рыболовецкими тралами с глубин превышающих 50 м говорят о противоположном. Фрагменты амфор, неплохо сохранившиеся шпаги, мечи, сабли будоражат воображение и дают все предпосылки для проведения поисковых работ.
Не прошло мимо бухты и эхо войны. Из достоверно известных затопленных объектов - 5 румынских барж, потопленных советской авиацией во время эвакуации. Одна из барж находится на удалении от берега порядка 400-500 метров на двадцатиметровой глубине. Остальные находятся дальше в море, вплоть до 50 метровой отметки. Представляют собой сильно разрушенные металлические конструкции в контурах которых, уже тяжело обнаружить былую принадлежность к плавательному средству.
Очередной wreck-претендент Германская быстроходная десантная баржа. Согласно справочника «Потери ВМФ противника на черноморском ТВД в 1941-1944 гг.», точка гибели — район мыса Меганом, в 2 милях от Судакской бухты, координаты 44°57'N 35°26'Е. Согласно данным гидролокации, по этим координатам объект не обнаружен, и находится эта точка на расстоянии 18 миль от Судакской бухты. На удалении 12 километров от точки, указанной в справочнике, на грунте обнаружен объект, по размерам схожий с БДБ. Фактические координаты 44°50.843'N 35°19.092'E. Глубина 50 метров. Возвышение над грунтом 4 метра.
По не проверенным данным, в юго-западной части бухты на тридцати пяти метровой глубине находится немецкий торпедный катер. С этой целью члены подводного клуба "Наутилус" проводили поисковую операцию. В ходе операции в предполагаем районе поиска, эхолотом, было определенны характерные для инородного объекта неровности дна. Но из-за сильного течения и плохой видимости, объект так и не был найден.
Еще один объект в юго-западной части бухты, обозначенный на послевоенных лоцманских картах, как искусственно затопленный подводный бон, вызывает некоторые сомнения. Посылаемые гидролокационные сигналы, выдают картинку возможно больше подходящую для некогда плавательного средства. Хотя именно в Судакской бухте находился один из промежуточных дозоправщиков топлива для подводных лодок в уже мирный период.
Гипотезы остаются гипотезой, но а факты вещь упрямая…Возможно, если верить легендам местных старожил, лежит между мысами Алчак и Меганом сбитый советский самолет; и случайно увиденные рыбаком на экране эхолота сигналы, контуры внушительных размеров судна. Возможно это правда, возможно нет. Ведь Судакская бухта скрывает еще много секретов.